СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Б-П"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В занятии описывается система коррекционно-логопедической работы, позволяющая сформировать у школьников устойчивые навыки дифференциации оппозиционных звуков П-Б.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Б-П"»

Тема: Дифференциация звуков «Б - П».

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков П- Б.


Задачи:

-учить детей различать буквы Б – П и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

-развивать фонематический слух, анализ и синтез;

-упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным;

-развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, презентация «Буквы Б-П», карточки для составления словосочетаний (согласование существительного с прилагательным), цветные карандаши, ручки, интерактивный тест.

  1. Адаптационный этап.

Дети стоят в кругу.

Логопед:

- Ребята! Давайте вспомним наш девиз на логопедических занятиях:

Кто хочет разговаривать тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

Желаем успеха везде и во всем! Удачи всем вам!


  1. Артикуляционная гимнастика ( для коррекции дизартрии).

Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем гулять.


  1. Упражнения для развития дыхания «Снежок».

Введение в тему: Ребята мне пришло на почту письмо, почта у нас необычная – электронная. Давайте прочитаем ее. Вам нужно выбрать все буквы записанные парами и посмотреть, что останется.

(Выбирают буквы, остаются буквы Б и П).(Слайд1)

Постановка проблемы.

Сформулируйте тему нашего занятия.(Слайд 2)

III. Основной этап.

1. Характеристика звуков.

- Дайте характеристику звукам. Выбирайте нужные карточки и расскажите мне о звуках.([Б]- согласный, звонкий, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой Б, [П] - согласный, глухой, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой П).(Слайд3)

- Сегодня мы поговорим о буквах Б - П и звуках, которые их обозначают.

2. Уточнение артикуляции:

- Произносим звук б (таблица)

Губы : смыкаются и размыкаются

Язык: не работает

Струя воздуха: короткая

Голосовые связки работают

- Произносим звук п (таблица)

Губы : смыкаются, ворота закрыты, с тихим пыхом размыкаются

Язык: не работает

Струя воздуха: короткая

Голосовые связки отдыхают

3. Звукобуквенный анализ слов.

Игра «Найди место для звука» (Слайд 4)

4. Знакомство с буквами.

Как мы обозначаем звуки на письме? (При помощи букв)

Какими буквами обозначаются звуки П-Б ?(Буквами Б-П)

5. Работа по карточкам (корректурная проба).

Все буквы П – подчеркни одной чертой, а буквы Б – двумя чертами.

П н р б Б п м в т с П б Б а ы ш е В

Н м б в ф у Б р п п ю д н П Б в а

С ч П б ы ф ц й ж п ю Б ч с м а т

Б в а к е н г п б ы п б д ф й ц ч с


6. Пальчиковая гимнастика.

«Котенок- малыш».

Кусается больно котенок малыш.

Он думает – это не палец, а мышь!

Ноя же играю с тобою глупыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»


7. Зрительная гимнастика.

«Снежинка».

8. Работа в тетрадях.

-Графический диктант.

Ответь на вопрос одним словом.

Кого ловят рыболовы? (Рыбу – 3 –Б)

Какой день начинает рабочую неделю. (Понедельник – 1 – П)

О каком овоще говорят «сто одежек и все без застежек»? (Капуста 3-п)

Назови одним словом: диван, шкаф, стул, стол. (Мебель 3 –б).

3. Работа со словами – паронимами (Слайд 6)

Игра «Поймай снежинку».

Быстро прочитай слово.

Замени букву на парную и запиши получившееся слово.

Физминутка.


  1. Творческий этап.


  1. Работа на уровне словосочетания. (Слайд 7)


Те_лая не_о

Голу_ое ре_ята

Раз_итая _огода

Глу_окие _таха

_егущие _осуда

_ойкая сугро_ы


  1. Работа на уровне предложения и текста.

- Работа на интерактивной доске.

-Игра «Исправь ошибки»(Слайд 8)

В дубле живёт белка.

На перёзе распустились бочки.

Вода пежыт в прохладной речке.

Лечит от полезней врач.

Хлеп печёт умелый пекарь.

-Самостоятельная работа в тетрадях с взаимопроверкой.

Прочтите предложение, вставьте пропущенные буквы.

В _арке растут _ольшие ли_ ы и _ерезы. На их ветках мирно _оют _тицы. _елка сидит на сосне. _еседка стояла на _ерегу реки. _а_ушка развесила сушиться _елье и ис_екла _ирожки.

Итог занятия.

Пароль на выход Ребята мы прекрасно потрудились. А сейчас вы придумываете вопрос для своего товарища. Этот вопрос должен быть на нашу тему. И если вы отвечаете на него, то вы можете быть свободными.