СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебные превращения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебные превращения»»

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Волшебные превращения»




Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.




Тема: «Волшебные превращения»

Возраст: старшая группа (5-6 лет). Вид деятельности: Занятие - эксперимент Форма: фронтальная.

Цель: - Формировать интерес к изучению окружающего мира; - Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; - Формировать умение видеть и понимать причинно - следственные связи

Задачи:

Образовательные: Познавательное развитие: - Продолжать знакомить со свойствами воды и магнита; - Показать на опытах, что: магнит притягивает металлические предметы, при этом вода и стекло не препятствуют силе магнита; бумага при намокании тяжелеет и принимает первоначальную форму; доказать опытным путем, что при помощи бумажного фильтра воду нельзя отделить от соли, вода принимает цвет подмешанного в неё красителя, а цвета, смешиваясь, образуют новые оттенки;

Речевое развитие: - Обогащать словарный запас понятиями: магнитная сила, примагничивать.

Развивающие: Познавательное развитие: - Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения эксперимента; - Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные умозаключения; - Развивать желание экспериментировать, рассуждать, высказывать своё мнение.

Речевое развитие: - Дать детям возможность рассуждать и самостоятельно находить ответы на вопросы;

- Закрепить понятия: магнит, фильтрование, окрашивание; Социально-коммуникативное развитие: - Закрепить основы безопасного поведения во время проведения экспериментов;

Воспитательные: Социально-коммуникативное развитие: - Развивать умение в ходе выполнения заданий слушать друг друга, не перебивая, сотрудничать друг с другом;

- Развивать умение действовать в команде, сопереживать и поддерживать друг друга;

- Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие: - Воспитывать желание участвовать в подготовке к мероприятиям (изготовление атрибутов своими руками, заготовки цветов лилии, изготовления плаката «Новые цвета»).

Предварительная работа: - Экспериментирование с водой «Свойства воды», и с магнитом.

- Проведение опыта с водой «Цветок лотоса». - Чтение волшебных сказок народных и авторских, просмотр мультфильмов и диафильмов по мотивам сказок, загадывание загадок по сказкам; Изготовление с детьми атрибутов для игры: цветы лилии, плакат «Новые цвета»

Словарная работа: Магнит, магнитная сила, примагничивать, намокание, бесцветная, прозрачная;

Индивидуальная работа: - Опыт «Волшебная палочка». Предложить поднести магнит к металлическому диску, закреплённому на «волшебной палочке» и объяснить, почему они соединились. Предложить поднять скрепку со дна ёмкости с помощью магнита и объяснить, почему скрепка движется вверх по стенке сосуда.

- Опыт «Готовим волшебные зелья». Предложить подумать и выбрать нужные цвета, для получения нового: зелёный, фиолетовый, оранжевый, коричневый.

- Опыт «Фильтрование воды». Провести эксперимент по очистке воды. Доказать, что бумажный фильтр помогает очисть воду.

Оборудование и материал: - Для опытов: ёмкость с водой, на дне которой ключ, заготовки цветов лилии, стаканы с цветной водой, пустые стаканы, кисти, салфетки, воронки, морская вода, бумажные фильтры, клеёнки.

- Для занятия: замок, ключ, схема смешивания красок, схема свойства воды, картинки: магнит притягивает металлические предметы, цветы лотоса, морская вода, схемы фильтрации воды, схема смешивание красок.

Итоговые схемы:

Магнит примагничивает металлические предметы, бумажные цветы при намокании «распускаются», при помощи бумажного фильтра нельзя отделить соль от воды, при смешивании красок получаются новые цвета.



















ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Дети и воспитатель свободно стоят на ковре)

Воспитатель:

- Ребята, что такое волшебство? (чудеса)

- А что такое опыты?

- Вы проводили опыты самостоятельно?

- Хотите научится некоторым превращениям? Вы научитесь и покажите их родителям и друзьям.

Отправляемся в школу волшебных превращений. Чтобы попасть в школу, надо стать школьниками. Сначала вдохнули через нос, а выдохнули через рот, сказать волшебные слова: «Завертелись, закружились и в школьников превратились. » Вот вы и превратились в школьников, а я в учителя Татьяну Владимировну.

Воспитатель: Для того чтобы у нас с вами всё получилось нужно настроиться. Приготовили руки. (на доске висит мнемотаблица)

Запоминает наша голова,
Важные поступки, умные слова. (Руки около головы)
Слушаем внимательно. (Руки около ушей)
Смотрим обязательно. (Руки около глаз)
Друг друга не перебиваем. (Показываем указательный палец)
Для ответа руку поднимаем. (Поднимаем руку)
Много знаний получаем. (Делаем вращательные движения кистями рук)


Воспитатель:  Готовы? (да, готовы) Строимся парами и в путь. (подошли к школе)

ЗАДАНИЕ 1

Как нам зайти в школу? (обратить внимание на замок)

(открыть замок)

А если школа закрыта изнутри? (позвонить, постучать, покричать)

Так у меня есть ключ, ОЙ беда – упал ключ на дно пруда. Его нужно достать, но есть одно условие: руки должны остаться сухими.

Дети предлагают варианты. (можно достать ложкой, щипцами )

Следует подвести к тому, что магнит притягивает металлические предметы, при этом вода и стекло не препятствуют силе магнита.

Если дети сразу догадались о магните – следует спросит: «А если бы не было магнита?»

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы легко справились. Поздравляю. Вывесить схему «Магнит притягивает металлические предметы».

Дети парами и учитель заходят в школу. Дети становятся полукругом у доски.

В школе идут уроки и тема нашего урока станет известной после того, как мы расшифруем эту схему. ( На картинке снежинка, пар из чайника и лед)

В-ль: подскажите, что общего между этими картинками?

( Лёд, пар и снег это всё вода. Вода). Отлично, тема нашего урока: ВОДА

Сейчас вы расскажите, что знаете о воде. Каждая пара возьмет фрагмент схемы и расскажет всем ребятам.

(Дети стоят полукругом и по очереди расшифровывают схему: вода не имеет запаха, цвета, вкуса; вода течёт, может принимать любую форму и цвет.

Воспитатель: У меня в руках глобус – модель земного шара. Посмотрите и скажите, какого цвета на Земле больше? (синего). А что обозначено сини и голубым цветом? (моря, океаны, река, озера). Как вы думаете, одинаковая ли вода в море и озере? (нет; в море вода солёная, а в озере – пресная).

Предлагаю вам разделиться на две команды, а помогут нам капельки: каждый возьмёт со стола капельку воды: темная - морская, а светлая капля – из озера. Найдите свою команду (свой водоём – ориентиры: темная и светло-голубая капли) и поиграем в игру «Хорошо – плохо». Дети находят ориентиры: капельки определенного цвета.

Примерные варианты ответов:

(Хорошо: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, водой можно закаляться, можно играть, проводить опыты, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, можно стирать одежду, водой поливаем цветы, растения в огороде, в воде живут животные, около воды живут птицы и т.д.

Плохо: в жару если напиться холодной водой, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, если пролить воду на пол, то можно поскользнуться и упасть, если часто поливать цветы, то они могут погибнуть, если не умеешь плавать, то можно утонуть, при наводнении вода разрушает дома, дороги.)


Отлично, вы показали хорошие знания о воде. Приглашаю вас на берег озера.

ЗАДАНИЕ 2

Дети свободно становятся вокруг «озера»

Воспитатель: Какие цветы растут на озере? (Лилии, кувшинки, лотос, камыш). Возьмите, пожалуйста, каждый по одной кувшинке и опустите его на поверхность воды лепестками вверх.

И немного поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика:

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении. 

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Головой качают,

Тихо засыпают.      Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.


Что случилось с цветком? (Он распустился).

Почему это произошло? (Бумага быстро намокает, становится тяжелой от воды и поэтому принимает свой первоначальный вид.)

Вывесить на доску схему «бумажные цветы при намокании «распускаются»

А что это нарисовано на цветах? (дельфин, акула, морская звезда). Где живет эти обитатели? (в море, в океане). Нам необходимо отыскать этот водоем с морскими обитателями. Дети находят морских обитателей в банке.

Демонстрация глобуса. Как вы считаете, на нашей планете больше соленой или пресной воды? (морской). Почему? (морей и океанов больше, а в них солёная вода).

ЗАДАНИЕ 3

В этой банке у меня морская вода. Как вы думаете можно из солёной воды сделать пресную? ( ???

- Давайте попробуем пропустить через бумажный фильтр солёную воду и проверить. На столах у вас два стакана: в одном морская вода, которую нужно отфильтровать. Для этого есть воронка, бумажный фильтр, схема. Работать будем в парах. Закатили рукава. Подойдите к столам и приступайте. ( Проводим опыт, делаем вывод, что обычным способом отделить воду от соли нельзя. Для этого необходимы спец. произв.приспособления).

А в каких случаях фильтр нам может помочь? Очистить грязную воду).

Вывесит схему «Бумажным фильтром нельзя отделить воду от соли»

Звенит звонок – означает перемена. Выходите все из класса, мы немного отдохнем.

Все ребята дружно встали              (ходьба на месте)

И на месте зашагали                    

Раз, два, три, четыре -                   (руки на плечи, вращение руками

Будем всех сильнее в мире             вперед и назад)

Будем в цирке выступать                  (руки скрещено перед собой

В волшебство все превращать       сжимание и разжимание ладоней)

На носочках потянулись,                  (руки вверх, потягиваемся)

А теперь назад прогнулись               (прогнулись назад)

Как пружинки мы присели                  (приседание)

И тихонько рядом сели.


Звонит звонок – приглашает на урок.

ЗАДАНИЕ 4

У меня для вас еще одно превращение. Работать будем в парах. У нас в стаканах разноцветная вода. Вы должны превратить воду в другой цвет. А какой, вам поможет капелька. Подойдите парами к столу, найти бумажную капельку. Цвет этой капельки и будет вашим превращением. Вы должны выбрать 2 нужных цвета, для получения нового: зелёного, фиолетового, оранжевого, розового, голубого. Вам все понятно? Приступайте.

Воспитатель: Что произошло с водой? ( она поменяла цвет, изменились краски) Почему? (если смешать краски, то цвет меняется) Правильно, вода изменила цвет, потому что при смешивании красок мы так же получаем новые цвета.

Вывесить схему «При смешивании красок получаются новые цвета».

Наш урок окончен и я приглашаю вас поиграть в игру «Ручеек» (Дети стоят полукругом и передают друг другу голубую ленту – ручеек, при этом говорят, что они запомнили на уроке или что больше понравилось).

А сейчас нам нужно вернуться в д/с. Мы парами выйдем из школы. А теперь глубоко вдохнули через нос, выдохнули через рот и произнесли слова: «Повертелись, покружились и в детишек превратились». Вы большие умницы, справились со всеми заданиями, хорошо себя вели, поэтому многому научились.

Рефлексия:

Насколько вам было интересно, мы узнаем с помощью капелек-смайликов. Если вам было интересно и познавательно – приклейте с помощью магнита весёлого смайлика, если что-то было не так или не понятно – повесьте простого смайла, а если вам было неинтересно – грустного смайлика.