Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Физкультурное развитие», «Музыкальное развитие»
Задачи:
· Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту.
· Познакомить детей с монетами достоинством 5 и 10 руб.
· Показать образование числа 10 из двух меньших – 5 и 5.
· Закрепить представления детей о геометрических фигурах.
· Упражнять детей в счете в пределах 10, находить место числа среди других чисел ряда
Оборудование:
· Мягкая игрушка Нюша, картинки смешариков для магнитной доски.
· Монеты достоинством 5 и 10 руб. на каждого ребенка.
· Набор блоков Дьенеша,
- ИКТ
Ход занятий:
Воспитатель. Дети, к нам сегодня в детский сад пришла Нюша (мягкая игрушка). Давайте поздороваемся с ней.
Нюша хочет рассказать вам, что с ней сегодня приключилось. Хотите послушать ее историю?
«По дорожке Нюша шла,
Нюша денежку нашла.
Пошла Нюша в магазин,
Там купила мандарин,
Мармелада и конфет,
Приготовила обед.
Пригласит она гостей,
Лучших всех своих друзей!
Нынче Нюша - именинница!
- Дети, а вы хотите узнать, какие деньги нашла Нюша на дорожке?
Тогда присаживайтесь на свои места. У вас на столах в коробочках лежат деньги. Положите их перед собой. Это монеты.
- Для чего нужны деньги?
- Какие монеты перед вами ?
- Какие еще бывают деньги?
- Как выдумаете, если взять 2 монеты по 5 рублей получится 10 рублей?
- Как еще можно получить 10 рублей?
- Как можно записать число 10? (Дети высказываются. Возможно кто-либо из них уже знает запись числа 10. В противном случае воспитатель поясняет сам.
- До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначаем двумя значками: 1 и 0)
-Дети, как вы думаете, кого Нюша пригласила на день рождение?
- Чтобы друзья не заблудились, Нюша выложила дорожку из цветов к своему домику. Только вот она не смогла правильно расставить цифры. Поможем Нюше?
Д/и «Цифра заблудилась?»
Вот теперь друзья обязательно попадут к Нюше на праздник.
- Первым поспешил в гости Лосяш. Он сделал для Нюши бусы. Хотел померить, ниточка зацепилась за рожки, порвалась и бусы рассыпались.
- Как можно помочь Лосяшу?
- Давайте с вами соберем бусы на ниточку, используя блоки и схемы. Вы должны нанизать на ниточку только маленькие геометрические фигуры. Постарайтесь, чтобы рядом по цвету не было двух одинаковых бусинок.
Д/и «Собери бусы»
- Какие красивые бусы у вас получились. От такого подарка Нюша будет в восторге.
- Следующим по цветочной дорожке в перевалочке пошел Копатыч. Он испек для Нюши вкусное печенье. Только, вот совсем позабыл с какой начинкой она любит. Как можно помочь Копатычу? (Сделать печенье с разными начинками).
- Пусть каждый из вас сделает свою начинку и покроет им печенье. Будьте внимательны! Печенье должно получиться квадратной формы.
Д/и «Собери квадрат»
- Какое получилось у тебя печенье? (лимонное, апельсиновое, банановое,
клубничное, вишневое, смородиновое).
- Какой формы?
- Какой прекрасный и вкусный подарок получит Нюша от Копатыча. Целую коробку печенья – ассорти.
- А вот и Крош скачет по цветочной дорожке. Он решил научить Нюшу танцевать («Вперед четыре шага»).
- Пока мы с вами играли, пришли остальные гости.
(Всех героев воспитатель помещает на магнитную доску.)
- Давайте посчитаем, сколько друзей пришло на День рождение к Нюши? (9)
- Сколько всего смешариков? (10)
- Давайте отметим на числовой прямой в каком порядке встречала гостей Нюша. Кто первый пришел, кто второй, и т.д.
Внизу под числами воспитатель располагает картинки смешариков.
- Сколько всего смешариков?
- А Нюшу вы не забыли? Какая по счету Нюша? (Десятая)
- Нюша пригласила своих друзей к столу.
- Давайте в середине стола поставим торты. Он будет трехъярусный со свечей. Каждый ярус квадратной формы.
Д/и «Сделай торты» из палочек Кюизенера.
1 корж - банановый (дети строят квадрат из 5 желтых палочек).
2 корж - клубничный (красные палочки)
3 корж - голубич (голубичные)
Не забудьте торт украсить свечкой (белая палочка).
- Сколько палочек взяли для 1 коржа?
- Сколько лет имениннице?(1 год)
- Почему? (Потому что одна свечка).
- Какие аппетитные тортики у вас получились.
- Как вы думаете, что пожелали друзья Нюше?
- Дети, вам понравилось как мы сегодня помогли Нюше организовать праздник?
- Что больше всего понравилось?
- С каким числом мы сегодня познакомились?
- Что было самым трудным?
А теперь я предлагаю посмотреть интересный фильм. (видео клип «Считалочка – учимся считать»)