Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: Звук и буква Ч
Программное содержание:
Развитие позитивной социализации.
Поддержать проявление детской инициативы
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять умение детей давать характеристику звуку Ч.
Закреплять навыки словообразования (отчества лиц мужского пола)
Коррекционно-развивающие задачи:
Автоматизировать навык произношения звука Ч в слогах, словах, фразах.
Развивать фонематический слух
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.
Развивать умение детей делить слова на слоги.
Развивать умение работать с деформированными предложениями и составлять графические схемы предложений.
Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей самостоятельность при выполнении заданий.
Материалы и оборудование: магнитная доска, мяч
Демонстрационный материал: картинки: удочка, одуванчик, черепаха, тапочки, перчатки, ключ, чайник, сачок, колокольчик; дидактическая игра «Делим слова на слоги», буква Ч.
Раздаточный материал: логопедическое лото, звуковые линейки и фишки для звукового анализа слова, листы для составления графической схемы предложения, счетные палочки, карточки с зашифрованными словами.
Ход занятия
Орг. момент. Логопед в кругу вместе с детьми
- Сегодня мы будем называть друг друга ласковыми именами.(Здравствуй Ванечка, Максимочка..)
- Какой звук встречался чаще всего при назывании ласковых имен? (ч)
2. Артикуляция звука
Произнесем вместе этот звук. Встречается ли преграда во рту? ( верхние боковые зубы)
Характеристика звука
Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.
А какие звуки мы знаем, которые всегда твердые? (ш, ж, ц)
Речевая зарядка
Ач-оч-уч уч-уч-оч
Ча-чо-чу чу-че-ча
Ача-очо-учу чна-чно-чну
Ча-ча-ча- мы увидели грача
Чу-чу-чу- молоточком я стучу
Чо-чо-чо- греет солнце горячо
Чи-чи-чи- вкусны пироги в печи
Оч-оч-оч-наступила ночь
Ча-ча-ча- горит в комнате свеча
Игра с мячом «Назови отчество сына»
– Что такое отчество?
Слово «отчество» произошло от слова «Отечество», а Отечество от слова отец, т.е. это второе имя по отцу.
У Ивана – сын Иванович
У Петра – Петрович
У Сергея – Сергеевич и т.д.
- На какой звук оканчиваются отчества сыновей? (на звук Ч)
Игра «Назови ласково» с мячом
Синица – синичка ветка-веточка
Ложка-ложечка сын - сыночек
Носок – носочек диван-диванчик
Звук Ч в середине слов
Игра «Логопедическое лото»
Работа с раздаточным материалом
Определение места звука Ч в слове (начало, середина, конец слова)
Звуковой анализ слова удочка
Загадка: Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)
Дидактическая игра «Делим слова на слоги»
Картинки: одуванчик, черепаха, тапочки, перчатки, ключ, чайник, сачок, колокольчик.
Физкультминутка «Кузнечики» (речь с движением)
Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечики
Раз, два, раз, два – стоп!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгать очень нам легко.
Составление предложений из набора слов.
На, бабочка, сидеть, цветок.
Ловить, Верочка, сачок, кузнечик.
Играть, мяч, с , девочка.
Речка, мальчики, на, бежать.
В, червяк, грач, нашел, земля.
Составление детьми графической схемы предложения.
Знакомство с буквой Ч
– Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим)
Выкладывание буквы на столе из палочек палочек.
- На что похожа буква Ч? (крючок у вешалки, цифра 4, официант, несущий поднос, ученик, поднявший руку, подсвечник)
Ч! Ну чем не человечек?
Тянет руку нам навстречу
Ч – чудесный ученик
Чемпион по чтению.
Задание по карточкам с зашифрованными словами.
- Найдите и подчеркните слова с буквой Ч. Прочитайте по одному слову.
16. Итог
- С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?
- Какие задания были трудными? Какие легкими?
- Какие задания понравились больше?