Сложение, вычитание, умножение и деление
алгебраических дробей
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях с рациональными дробями: умножении, делении и возведении в степень; формировать у учащихся умение находить произведение двух и более дробей, делить дроби, возводить дробь в степень; научиться перестраиваться с одного действия на другое, распознавать способ решения и вид примера.
Развивающая: формировать навыки самоконтроля и самоорганизации, работы в группах, парах; развивать логическое мышление, находчивость, внимание, память, использовать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, культуру математических записей, устного и письменного математического мышления; продолжать формировать навыки аккуратности письма, правильного оформления.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и проверки знаний
Сообщение темы урока, постановка цели урока:
Вопрос классу, - какие действия с рациональными дробями вы научились выполнять? (Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.) Цель сегодняшнего нашего урока – обобщить и систематизировать знания по трем действиям – умножению, делению, возведению в степень.
Вы должны показать не только свои знания, но и то, как вы умеете их применять на практике. От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий. При этом вы должны проявить свою самостоятельность. При ответах старайтесь грамотно выражать свои мысли, правильно формулировать математические правила, незабывая правила речи. Одновременно мы с вами попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие в области математики.
В ходе урока вы пройдете 4 этапа:
Разминка «Установить соответствие»
Устная работа «Думай и соображай»
Работа у доски
Самостоятельная работа
Свои результаты будете фиксировать в карты результативности, которые лежат на столах.
1. Разминка «установить соответствие» 0 - 1 балл | 2. Устная работа «Думай и соображай» 0 – 2 балла | 3. Работа у доски 0 – 4 балла | 4. Самостоятельная работа 0 – 3 балла (по одному баллу за каждый правильный пример) |
| | | |
А награда за вашу работу будет одна – оценка за работу на уроке.
2. Мотивация учащихся: Для того, чтобы включиться в нелегкую работу, сконцентрироваться на ней, я хочу начать урок со слов английского математика Луиса Морделла, который сказал:
«Никто не пойдет далеко в математике и не станет настоящим математиком, если не обладает необходимыми качествами». А какими? Я предлагаю их прочитать на циферблате часов:
Задание на внимательность, быстроту реакции:
Любопытство надежда вера
7,1,11,6,3,9,12,8, 12, 10,6 9,2,12,5,7,12,2 10,5,8,2
Любопытство (ребята, имеется в виду любознательность)
Надежда (надеяться на свой успех)
Вера (вера в свои силы, способности)
Вывод: Давайте, ребята, объединим все эти три качества вместе и попытаемся сегодня быть любознательными, успешными и верить в свои способности, в то, что всё у нас получится.
3. Актуализация опорных знаний учащихся:
Итак преступим к работе:
1) Разминка «Укажите правильное соответствие». Для того чтобы умело применять теоретические знания на практике нужно повторить теорию.
Задание: «Укажите правильное соответствие (стрелками) и сформулируйте правило.
Сократить дробь | Перемножить их числители и перемножить их знаменатели |
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно | Возвести в эту степень и числитель и знаменатель. |
Чтобы возвести дробь в степень, надо | Это значит разделить числитель и знаменатель дроби на один и тот же множитель |
Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями | Первую дробь умножить на дробь, обратную второй |
Чтобы вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями | Привести дроби к общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
Чтобы вычесть две дроби с разными знаменателями | Сложить их числители, а знаменатель оставить тем же |
Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями | Из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить тем же. |
Чтобы разделить одну дробь на другую | Привести дроби к общему знаменателю и выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями |
Какие правила были применены при устной работе?
Подводим итог – за правильный ответ 1 балл проставьте себе в карту.
2) Устная работа «Думай и соображай»
Посмотрим, насколько вы умеете применять правила на практике, которые сейчас повторили: задание оценивается в 1 балл.
ИЗ Решу ВПР:
10(х-9) = 7 Ответ: 9,7
Из открытого банка задания №10 ОГЭ:
Игорь с папой решили покататься на колесе обозрения. Всего на колесе двадцать кабинок, из них 3 – синие, 14 – зеленые, остальные - красные. Кабинки по очереди подходят к платформе для посадки. Найдите вероятность того, что Игорь прокатится в красной кабинке.
Ответ: 0,25 или 25%
Сократить дробь:
;
;
;
Выполнить действия:
;
;
; (
)
3) Физкультминутка (2 мин.)
Выполнить упражнения:
1) вращение глазами по часовой стрелке и против;
2)Сидя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Поменять положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
Работа у доски:
Самостоятельная работа
Каждый правильный пример оценивается в 1 балл.
Подведение итогов этапа - выставление баллов в карту результативности.
7) Домашнее задание: № 141, 142
8) Итог урока – выставление оценок
Вопросы классу:
понравился урок или нет?
- что больше всего понравилось на уроке?
- что нового узнали?
- в чём увидели затруднения).
Подсчитайте в карте результативности общую сумму баллов выставите себе оценку за работу, используя шкалу оценки:
13 и оценка «5» От 8 до 12 – «4» От 3-7 - «3»
Выставление оценок за работу на уроке.
Карта результативности
Этапы | |
1. Речевая разминка «установить соответствие» | 2. Устная работа «Думай и соображай» | 3. Математический диктант | 4. Сделай открытие | 5 самостоятельная работа | 6.Дополнительное задание | Итого баллов |
| | | | | | |