Цели: выявить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с особенностями сна животных, с трудом людей, занятых ночью.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения определенных правил подготовки ко сну.
Оборудование: картинки с изображением животных, которые не спят ночью; у учащихся — разноцветные фишки.
Ход урока
Организационный момент
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
УДАЧИ! (прикосновение всей ладонью)
II. Актуализация знаний
(Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы восемь кругов. Учитель читает предложения о поведении в лесу. Если учащиеся согласны с тем, что вести себя нужно именно так, они закрашивают круг зеленым цветом, если не согласны — красным.)
• Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
• В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, много зелени — еще вырастет.
• Наконец-то мы в лесу. Здесь можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
• Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
• Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных!
• Пришел на луг — нарви большой букет цветов.
• Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
(Проверка. У учеников должен получиться такой узор.)
— У кого кружочки расположены в таком же порядке?
Вы — настоящие друзья природы.
— А теперь давайте вспомним, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек и почему в лесу нужно соблюдать тишину. (Ответы детей.)
— А где еще нужно соблюдать тишину? (На уроке.)
— Почему? (Ответы детей.)
— У кого получилось придумать знак-правило?
(Дети показывают свои знаки и рассказывают, что они означают.)
— Кто прочитал странички для любознательных и хочет поделиться с нами полученными знаниями? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 43, с. 68—69).)
Самоопределение к деятельности
-Сегодня на уроке мы с вами обсудим, на мой взгляд, очень интересную и важную тему. Я вам предлагаю самостоятельно определить название темы, но дам вам небольшую подсказку.
Ребята, на доске вы видите картинки. Кто на них изображен?(кошка, ребёнок, птица,)
Работа в парах
-Поделитесь мнением друг с другом, а затем обсудим все вместе. Что объединяет то, что нарисовано на картинках?
Дети приходят к выводу, что это сон. Если есть затруднения, можно прочитать загадку: Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
- Ребята, а знаете ли вы что–нибудь о сне? (выслушиваются ответы детей)
- А хотелось бы узнать о снах ещё что-то или уточнить? (Выслушиваются вопросы детей и фиксируются на доске)
Постановка темы урока
Итак, сформулируем тему урока. А поможет нам в этом учебник, откроем его на стр. 52
Прочитайте тему урока «Зачем мы спим ночью?»
Открытие новых знаний
-Ребята, а может кто-нибудь попытается ответить на вопрос «Зачем мы спи ночью?»(выслушиваются ответы детей)
Работа с учебником
А теперь давайте выясним, кто из ребят прав. Для этого прочитаем слова Мудрой Черепахи в учебнике на стр.53
- Что происходит с человеком за день?
-Зачем он ложится спать?
-Послушайте стихотворение. После чтения ответьте на вопрос О чём в стихотворении говорится?
Бродит Сон по коридору…
Ночью он пришёл к Егору
И хотел ему присниться.
Только мальчику не спится.
Сон подумал у порога,
Подождать решил немного.
Два часа ходил, зевал,
Но Егор не засыпал…
Сон на вешалке крючочки,
На обоях все цветочки
Десять раз пересчитал.
Но Егор не засыпал…
Хватит! Сколько можно ждать?!
Сон побрёл в свою кровать.
Он ужасно утомился!
Лёг и … сам себе приснился.
(в стихотворении говорится о том, как Егору не спалось)
- Давайте посмотрим на рисунок в учебнике стр 108.
- Что случилось с мальчиком на уроке?
-Почему он заснул?
- Почему он мог не выспаться?
- Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение и рассмотрев рисунок?
Почему нужно ложиться спать вовремя?
Физкультминутка
Игра: «Какие предметы помогают тебе сладко спать»
Если я называю слово, которое обозначает предмет, помогающий вам сладко спать, вы хлопаете в ладоши, если нет - топаете ногами.
игрушки пижама яблоко конфетки
подушка кошка простынка салфетки
книжка ложка собачка диван
карандаши кровать задачка подушка
одеяло бутерброд матрац погремушка
-Послушайте несколько музыкальных отрывков.
- Ребята, как вы думаете, под какую бы музыку вам было бы приятно засыпать? (Ответы детей.)
-Почему?
-Кто знает как называются песни, которые мамы и бабушки напевают маленьким детям, что бы они быстрее заснули? (Ответы детей.)
-Почему люди для колыбельных выбрали именно такую мелодию спокойную, тихую, лаковую? (Ответы детей.)
-Зачем ребенку нужно такое спокойное состояние? (Ответы детей.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, а спят ли животные? (Да.)
— Послушайте стихотворение.
Где спит рыбка
Ночью темень.
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
И. Токмакова
— Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица? (В норе.)
— А где спит белка? (В дупле.)
— А мышка? (В норке.)
— А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?
(Дети рассказывают о том, как спят кошки, собаки, хомячки, попугаи или другие животные, которые есть у них дома.)
- А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать... (сверчок).
Днем спит,
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Пищу добывает. (Летучая мышь.)
То погаснет,
То зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно... (светлячок).
— Расскажите, что вы знаете об этих животных.
(Учащиеся рассказывают, учитель дополняет эти сведения (см. дополнительный материал к уроку) и показывает картинки с изображением животных.)
— А как вы думаете, люди все спят ночью? (Ответы детей.)
— Рассмотрите рисунки на с. 53. Людям каких профессий не приходится ночью спать? Почему?
(Учащиеся рассказывают о работе врачей, полицейских, пожарных. Дети могут также назвать другие профессии и рассказать о них. Важно подчеркнуть, что работа этих людей трудна, но в то же время необходима для всех нас.)
Ребята, есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране полицейские, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что все происходит само собой.
— Узнайте, когда мы можем побывать в этой стране. Послушайте стихотворение.
В чудной стране
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
Чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова
— Ребята, где мы можем увидеть все это? (Во сне.)
— Да, только во сне. Кто из вас видит сны? А что вы видели во сне?
(Наверняка, многие из ребят захотят рассказать о своих снах. С помощью считалки можно выбрать ученика, затем следующего, так послушать несколько рассказов.)
Ночная считалка
Раз, два, три, четыре, пять!
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон,
Кто уснул, увидит сон.
В. Берестов
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 35)
(Работа в парах.)
— Рассмотрите рисунок. Назовите животных, которых вы знаете. Что вы можете о них рассказать?
— Выполните задание.
(Проверка.)
— Названия каких животных вы узнали с помощью атласа- определителя. Что вы о них узнали?
VI. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 53, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
Ребята, я надеюсь, что теперь, когда вы знаете, какие правила нужно соблюдать при подготовке ко сну, в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 35).
2. Понаблюдать за тем, как вы готовитесь ко сну. Помнить и соблюдать правила подготовки ко сну.