Конспект
практического занятия в 4 классе
Тема : "В мире чувств и эмоций"
Планируемые результаты: Формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся. Умение различать понятия «чувства и эмоции» , эмоциональные состояния, развивать коммуникативные навыки школьников.
Используемое оборудование: мяч, презентация с картинками различных эмоций, пиктограммы эмоций. Игровое поле, на котором изображены разные эмоциональные состояния. Письменные обозначения эмоциональных состояний. Мультимедийный комплекс ( компьютер, экран, наглядный материал)
Цель :
- закреплять знания детей о чувствах и эмоциях человека и важности их в жизни;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
- развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Структура занятия:
1. Организационный момент
• психологический настрой «Давайте поздороваемся»;
Организационный момент
• «Давайте поздороваемся»
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст- хлопнуть в ладоши над головой, на слог вуй- хлопнуть по ладошкам соседей справа и слева, на слог те- хлопнуть себя по коленкам.
Скажите ребята, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга? (Дети рассказывают, какие они испытали эмоции).
- проверка настроения у детей;
• сообщение темы занятия, цели: сегодня мы узнаем что такое « чувства» и « эмоции».
А что же такое чувство? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек называется эмоция. Какие эмоции вы знаете? (дети перечисляют эмоции)
• Наше занятие называется «В Мире эмоций». Сегодня мы продолжим разговор о
эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
.- Установление правил работы в группе
.
- Упражнение « Угадай эмоции»
У каждого ребенка карточка с изображением эмоций, все эмоции надо подписать. После выполнения проверить.
- Составление памятки « Секреты хорошего настроения»
Действия детей и педагога-психолога: А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку. Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий.
Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный
Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.
Что же такое эмоции?
- Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.
- Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью.
Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!
Какие бывают эмоции ?
- положительные и отрицательные. Они помогают человеку регулировать своё поведение.
- Где выражаются эмоции ? ( на лице)
- При помощи чего выражаются эмоции? ( бровей, глаз, рта)
- Верно, т.е. при помощи мимики лица.
- А ещё при помощи чего? ( при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений)
• «Назови эмоцию»
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Вспомните , и назовите, пожалуйста, эмоции, которые вы уже знаете !
(радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль, стыд, гнев, восхищение).
- Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные !
Если человек будет испытывать , проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью.
Давайте, спрячем их в мешок ( подальше).
А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.
- А теперь, идёмте в круг ( хором)
Физкультминутка.
- А теперь, давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”.
Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.
Ты не любишь мороженое? (Удивление).
Я злой и страшный серый волк! (Злость).
Зачем ты меня толкнул? (Обида).
Как темно в лесу! (Страх).
Какое теплое море! (Радость).
Никто со мной не играет ( обида, грусть)
« Угадай эмоцию» радость, грусть, удивление.
Пособия и материалы: Карточки с изображением эмоций.
Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?
Обсуждение в группах. Составление памятки "Секреты хорошего настроения".
- Существуют секреты хорошего настроения. Составим их, продолжив работу в группах.
Каждой группе я выдаю по несколько отдельных слов. Составьте из них предложение- секрет хорошего настроения.
(Дети читают полученные составленные предложения)
Говорить добрые слова.
Делать больше добрых дел.
Никогда не расставаться с улыбкой.
Заниматься любимым делом.
Уважать всех, кто рядом!
Не обижаться !
Любить близких!
Запомните, пожалуйста , их!
Упражнение « Закончи предложение»
Продолжить фразу : « Я радуюсь, когда……
« Мне грустно, когда….. рядом
- А теперь, я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Повторяйте за мной. ( встать в круг)
Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.
Взяли мы немножко смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).
Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?
Рефлексия
(Подводится итог.)
- Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно?
- Что было сложно, не понравилось?
Действия детей и педагога-психолога: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю медаль с изображением радостного человечка. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».