СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Предложение». Урок обобщения и систематизации знаний 3-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.
  • Развивать умение конструировать предложения.
  • Повторить знания о связи слов в словосочетании, предложении, тексте.
  • Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания), работать с текстом.
  • Развивать речь учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Предложение». Урок обобщения и систематизации знаний 3-й класс»

«Предложение».

Урок обобщения и систематизации знаний 3-й класс


Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Основные цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.

  • Развивать умение конструировать предложения.

  • Повторить знания о связи слов в словосочетании, предложении, тексте.

  • Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания), работать с текстом.

  • Развивать речь учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Д-1 Девиз урока;

Д-2.

Раздаточный материал:

Р-1 Карточки для работы в парах на этапе актуализации (алгоритм определения рода имени существительного).

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

- Девизом к сегодняшнему уроку предлагаю слова немецкого писателя и философа Иоганна Гёте. Прочитайте их.

«Никто не знает свои силы, пока их не испробует»
Иоганн Гёт

- Как вы понимаете смысл этих слов?

II Актуализация знаний

- Запишите слова в строчку через запятую.

1 П Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют (погода)

2 Р Здесь кормушки для пернатых приготовили (ребята)

4 Д Рыбам зиму жить тепло. Крыша – толстое стекло. (лед)

5 Л Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце и зовут тебя все... (солнце)

7 Ж Клубочки из снега, которыми лучше играть в варежках ... (снежки)

9 Н Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим. (коньки)

Проверьте слова по образцу. 

Погода, ребята, лед, солнце, снежки, коньки.

- Что общего у всех этих слов? (Существительные)

- По каким признакам можно разбить эти слова на группы?

1 Одушевленные и неодушевленные.

2 По орфограммам (безударные гласные проверяемые ударением, непроверяемые ударением, парные согласные, непроизносимые согласные)

Мы еще вернемся к записанным нами словам.

Выпишите:

  • Из первого слова первую букву

  • Из второго слова первую букву

  • Из третьего слова букву проверяемого парного согласного

  • Из четвертого слова букву непроизносимого согласного

  • Из пятого слова букву проверяемого парного согласного

  • Из шестого слова букву непарного звонкого согласного

Прдлжн

- Чего не хватает? Какие буквы надо вставить? (Гласные)

еоеие

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Запишем эти гласные, продолжая закономерность безотрывно до конца строки.

еоеие

III Самоопределение к деятельности

- О чем пойдет речь на нашем уроке? (О предложении)


предложение


 - Что вы уже знаете о предложении?

(Это группа слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. В предложении может быть одно слово. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чем или о ком говорится в предложении. Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак).

Учебник с. 86.

- Соотнесем свои высказывания с информацией, которую нам предлагает учебник.

- Продолжите логическую цепочку влево и вправо.

 словосочетание

предложение

текст

- Чем будем заниматься на уроке? (Вспомним, что такое П С Т. Будем составлять словосочетания, предложения, тексты)

IV Работа по теме урока

1 Повторение

- Словосочетания - это тема нашего предыдущего урока.

- Что такое словосочетание?

(Это два или несколько слов связанных между собой по смыслу)

- Для чего служит словосочетание?

(Для более точного, чем слово называния чего-либо)

- Можно ли назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое?

(Нет. Подлежащее и сказуемое образуют предложение, которое служит для сообщения. А словосочетание, как  слово, служит для называния предметов, действий, но более точного)

2 Работа в парах

- Какие предложения у вас получились? Прочитайте.

 Прочитайте предложение.
Снег кружится и падает.
Составьте и запишите словосочетания.
Снег (какой?) ____________________
Кружится (где?) _____________________
Падает (как?) ________________________
Падает (куда?) _______________________
Распространите данное предложение, используя получившиеся словосочетания.
Запишите предложение в тетрадь.

- Что такое текст?

(Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. У текста есть тема и главная мысль. Тексты бывают трех типов: описание, сообщение, рассуждение. Тексты бывают художественные и научные. У текста есть начало, середина, концовка. По тексту можно составить план)

3 Составление текста и запись в тетрадь.

Из слов каждой строчки составьте предложение. Запишите. Подберите название к получившемуся тексту.

земля, голая, промерзла
вечеру, к, потеплело
закружились, крупные, воздухе, снежинки, в
больше, их, становилось, все
хлопьями, снег, повалил

Проверьте ваш текст. Как вы его озаглавили?

________________

Голая земля промерзла. К вечеру потеплело. В воздухе закружились крупные снежинки. Их становилось все больше. Снег повалил хлопьями.

- Мы составляли и записывали много красивых предложений и текстов про осень. И вот она подходит к концу. Птицы улетели, деревья сбросили свою листву. Природа готова к зиме. А вы ждете зиму? Какой вы хотите, чтобы она была?

Зима

Волшебница, чародейка, красавица, зимушка, гостья.

(Какая?) - сказочная, белоснежная, веселая, сверкающая, искрящаяся, морозная, снежная, долгожданная.

Снег (какой?) — белый, холодный, пушистый, липкий, искрящийся.

Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный, северный.

Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.

Лёд (какой?) — скользкий, блестящий, зеркальный, хрустальный.

Погода зимой (какая?) — морозная, снежная.

Лес (какой?) - сказочный, чудесный, красивый.

Небо (какое?) – ясное, голубое, похоже на бескрайнее море.

Мороз (какой?) – колючий, жгучий, трескучий. Трещит, пронизывает

Снежинки (какие?) – узорчатые, ажурные, искрящиеся, летящие, волшебные

Не стоит забывать о метафорах, сравнениях и олицетворении.

(Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Дождь – слезы неба)

Эпитет - красочное прилагательное, один из основных приемов в литературе. Красно солнышко, черемуха душистая, волнистые туманы, печальные поляны.

Олицетворение – стекла заплакали, буря стонет, природа отдыхает)

4 Работа в группах

- Поэты и писатели, создавая свои произведения, очень тщательно работают над словом, подбирают красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы.

Попробуем и мы создать небольшие тексты – зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Вы должны дополнить уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова.

1 группа

Составить связный текст из неполных предложений.

Тихо в _____________ лесу. Снегопад замёл___________ следы. Вот из сосняка раздался _____________перестук. Это _______________ дятел трудится над ____________ шишкой. _____________ умелец загнал шишку в расщелину ___________ сосны. Дятел ____________ разбивал шишку клювом и доставал _______________ семена.

Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.

Тихо в зимнем лесу. Снегопад замёл лесные следы. Вот из сосняка раздался знакомый перестук. Это дятел трудится над сухой шишкой. Пёстрый умелец загнал шишку в расщелину сухой сосны. Дятел старательно разбивал шишку клювом и доставал вкусные семена.

2 группа

Ночью выпал ___________ снег. Он ___________ и __________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца _______ сугроб. Беру ___________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.

Ночью выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Снег украсил двор. На тонкой березке и дубках снежные хлопья. Надеваю теплую шубку, меховую шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца маленький сугроб. Беру деревянную лопатку и чищу дорожку. Под снежком гладкий лед.

3 группа

Зимой лес ___________и __________. Деревья стоят в ____________убранстве. Особенно ____________березка. Ее наряд похож на ______________платье. Нарядила зима сосны и ели в __________ снеговые шубы, __________ варежки на ветки надела.

Слова для справок: снеговые, чудесный, красива, сказочный, праздничном, свадебное, пуховые.

Зимой лес чудесный и сказочный. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно красива березка. Ее наряд похож на свадебное платье. Нарядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела.

4 группа

Подул морозный северный ветер, и снежинки, как белые бабочки закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. В небе кружатся легкие причудливые снежинки. Мягкий пушистый снег устилает дорожки деревни. Выросли большие сугробы, похожие на маленькие горы. Везде лежит белый пушистый снег.

5 группа

С приходом _____________ зимы в лесу всё изменилось. Заснул в ________ норе барсук. Под ____________ кочкой уснула до весны гадюка. _________ куропатка сменила __________ ___________ одежду на ___________. ____________ шубку надел горностай. Только ___________ кончик хвоста выдаёт _____________ зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный.

6 группа

- Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?

Помощь _____________ друзьям

Наступила _________ зима. Снег укрыл всё ___________ покрывалом. Стоит __________ мороз. В __________ пору птицам приходится трудно. Ребята сделали ______________ кормушку для ____________ друзей и повесили её на _____________ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ______________ синицы. Вот прилетела _____________ стайка воробьёв. За ними ____________ снегири.

Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.

V Рефлексия

- Встаньте в круг. Вспомните девиз нашего урока. Покажите руками, насколько вы сегодня прикладывали усилия.

VI Домашнее задание

На выбор:

Упр. № 141.

Составить текст о зиме.

Найти стихотворения Тютчева, Фета, Бунина, Пушкина о зиме.