Сачьян Н.С.
Русский язык 5а
__.__.2021 №24
Тема: Буквы Е//И в корнях с чередованием
Цели урока:
Для учителя:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Планируемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие на неизведанную планету «Правописание, в отдаленную страну под названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием».
Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.
3. Актуализация учебной деятельности.
Работа с текстом.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!
Прочитать текст.
Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.)
Какой это тип речи? (Рассуждение).
? На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов).
? Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?
4.Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание.
Игра «Собери пословицу».
На ваших столах лежат карточки, на которых написаны пословицы. Не беда в том, что слова в них «забыли», где они должны стоять. Помогите им собраться в предложение.
-зима, собирает, а, поедает, лето.
-что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.
- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к путешествию.
5. Исследовательская работа
- Мы в неизведанной стране и нам необходимо провести исследовательскую работу.
Выд...рем сорняки, соб...рают урожай, заст...лить кровать, зап...раем двери, ст...реть с доски, заж...гать факел, зам...реть от испуга, бл...стеть на солнце
Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
- Какие гласные чередуются? (Е – И). Самопроверка по эталону
6. Вот мы с вами и попали на сказочный остров. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
8. Работа с таблицей
- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.
Жили-были две подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки-побегушки,
Буква И и буква Е.
Корни нескольких глаголов
Рады были их принять,
Только нужно было знать,
Как в них встать без лишних споров.
Но подружки не ругались,
Меж собой чередовались.
Скажет буква Е едва:
- Здесь за корнем суффикс –а-!
И без лишней кутерьмы
Примет корень букву И.
Если суффикс где-то бродит,
В корне место Е находит.
До сих пор живут согласно
Чередующиеся гласные.
В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И. Узелок на память.
Физкультминутка.
9. Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием.
1. Укажите неправильные написания слов.
блестать красотой
начинать работу
блистеть на солнце
замереть от счастья
замирать от страха
соберательный образ
блестящий оратор
изберательная кампания
2. Распределительный диктант.
- Ребята, у жителей Планеты чередующихся гласных возникла проблема. Они не могут разобраться в какой домик им нужно поселиться. (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).
Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться.
Взаимопроверка по образцу
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом.
3.Самостоятельная работа
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…
Вдали колокольчик звенит, замирает.
Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след.
Замерли грома раскаты.
10. Итог урока. Рефлексия
Чему научились мы в стране
11. Домашнее задание
- Молодцы! Мы провели путешествие успешно. И на пути домой должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным.
1. Выучить правило – с.98. 2. Упр.219 3.Найти и записать 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму.
Работа по карточкам
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
а) расст...лать скатерть б) разб...ру вещи в) проб...рался сквозь заросли г) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
а) бл...снуть на солнце б) зат...реть пятно в) зам...рли в ожидании г) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска нет чередующейся гласной в корне слова?
а) приж...гать йодом б) подт...рать пол в) отм...рающие обычаи г) неприм…римый враг
4. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
а) бл…стать на солнце б) зам…рли на месте г) соб…ратель марок г) расст…лить палас
5. В ряду во всех словах пропущена буква Е?
а) расст…ливший, прот…равший, приб…русь, выд…рнуть б) соб…ру, прид…русь, зам…реть, подст…лить в) отп…рать, нат…рание, отт…реть, заст…лать
1. Б 2. Г. 3.Г 4.А,Г 5. Б