Тема урока: Гидросфера – водная оболочка Земли.
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.
Цель урока: первичное ознакомление с понятием гидросфера.
Класс: 5
Планируемые результаты.
Предметные: Знать что такое гидросфера (первичное понятие) и её состав (мировой океан, воды суши, вода в атмосфере), понятие круговорот воды. Уметь объяснять круговорот воды в природе, определять по карте океаны и роль воды на Земле.
Метапредметные: чтение схем, работа с географической картой, с иллюстрациями и текстом учебника.
Личностные: осознание целостности природы, перенос географических знаний на объяснение различных жизненных ситуаций.
Задачи: 1) спроектировать учебную ситуацию для актуализации знаний об оболочках Земли и определение нового понятия о гидросфере.
2) первичное понимание о составе гидросферы.
3) описывать мировой круговорот воды.
Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- физическая карта полушарий.
Оборудование для учеников: учебник География. Начальный курс. 5 кл. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, Дрофа, 2013г.; атлас.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Ученики. Да!
Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации.
2. Мотивация к обучению.
1) Понятие о гидросфере.
Ребята, посмотрите на слайды, перед вами планеты, может, кто из вас назовет эти планеты. Марс, Сатурн, Юпитер, Земля
А чем отличается наша планета от других планет Солнечной системы?
Почему на Земле есть жизнь? Какие то условия для этого необходимы? (оболочки – воздушная, водная, почвенная, живые организмы) Слайды
Ребята, посмотрите параграф 23 стр.113 и скажите, о какой оболочке мы сегодня будем говорить?
- Да, верно, сегодня речь пойдет о гидросфере. Откройте тетради и запишите тему урока.
Сегодня на уроке мы должны: Слайд
1 – дать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды,
2 – определить состав гидросферы,
3 – уметь описывать мировой круговорот воды.
«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты – самое большое богатство на свете». Это слова французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Ребята, Какие сведения о воде Вам уже известны? Что мы знаем о воде? Давайте вспомним, в каких состояниях находится вода (жидкая, твердая, газообразная)
Ребята, На глобусе какого цвета больше? Почему?
В настоящее время вода занимает ¾ поверхности Земли.
Как называется водная оболочка Земли? - гидросфера
Давайте запишем определение понятия гидросфера. Гидросфера – водная оболочка Земли.
2) Состав гидросферы.
Ребята, а какие части входят в гидросферу?
Давайте определим состав гидросферы. По тексту учебника и иллюстрациям определите самостоятельно части гидросферы (работа в парах)
Проверим, справились ли вы с заданием. На доске представлена модель.
Работа в группах – определить части гидросферы, дополнить материал о составе гидросферы, Вам необходимо на листочках показать состав каждой части гидросферы, это могут быть рисунки, слова.
1 группа – о мировом океане, 2 группа – о водах суши, 3 группа – о воде в атмосфере.
Давайте проверим, как вы справились с работой.
Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.
3) Мировой круговорот воды.
Ребята, вот мы с вами определили состав гидросферы.
Ребята, объясните, как вода с материков попадает в Мировой океан?
Как в атмосферу попадает вода?
Каким образом вода снова попадает на сушу?
По иллюстрациям на стр. 113 и тексту учебника в тетради составьте схему круговорота воды.
Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками. (один ученик выходит к доске и показывает схему круговорота воды) Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная! Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
3. Закрепление нового материала.
Сегодня что узнали нового?
А теперь проверьте свои знания самостоятельно с помощью следующего теста.
1.Водная оболочка Земли называется:
А. литосфера Б. гидросфера В. Атмосфера
2. Вода на Земле находится в разных состояниях:
А. жидком и газообразном Б. жидком, твердом, газообразном
В. Твердом и жидком
3. Из каких частей состоит гидросфера:
А. мирового океана Б. мирового океана и вод суши
В. Мирового океана, вод суши и атмосферы.
4. Мировой океан включает:
А. океаны, моря, реки Б. моря, реки, озера В. Океаны, моря
5. какой океан самый большой по площади:
А. Тихий Б. Индийский В. Атлантический Г. Северный Ледовитый
6. Мировой круговорот воды происходит под действием:
А. силы тяжести Б. солнца В. Приливов и отливов
Ответы: 1. Б, 2. Б, 3. В, 4. В, 5. А, 6. Б.
« Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром и дает жизнь и движение всему ее окружающему» С.А. Аксаков.
4. Домашнее задание
Прочитать пар. 23 и ответить на вопросы, найдите загадки о воде.