Этап урока | Сценарий урока | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. | -- Добрый день! Посмотрите внимательно на экран и скажите – что здесь лишнее и почему? ( Карточки в разброс со словами: слагаемое, множитель, делимое, площадь, вычитаемое, ча частное.) - - - Почему вы решили, что слово «площадь» лишнее? - Кто из вас может сказать, что такое «площадь»? И встречались ли мы в жизни с этим в- словом и где? - Площадь каких фигур мы знаем, как найти? - Можно ли узнать площади других фигур? - Вы готовы это выяснить? Тогда должны приступить к изучению следующей темы? - Каким способом вы будете изучать новую тему? 1) сначала надо понять, что мы не знаем; 2) затем самим построить новый способ действия. -Как определить, что вы не знаете? 1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания; 2. выполнить пробные действия; 3. определить своё затруднение; подумать и найти причину затруднения. - Итак, мы продолжим изучение площади и познакомимся с новой формулой для нахождения площади. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 2.1- Сегодня на уроке мы с вами будем проектировщиками. Вы знаете, кто такие проектировщики? - Проектировщик - это инженер, выполняющий для строительно- монтажных компаний две ключевые функции - подбор и обоснование основных технических решений и оформление их в виде документации, пригодной для использования другими инженерами, прорабами, проверки экспертом. - Значит мы с вами будем разрабатывать проект для строительства жилого дома. - Наша задача спроектировать каркас дома. - Заказчик заказал дом размером 8 на 6 м. Нам для начала нужно узнать общую площадь дома для расчета закупаемого товара. Кто знает как найти площадь дома? - Хорошо! Молодцы, запишем в тетрадь число, классная работа и запишем формулу по которой найдем площадь. - Применим для вычисления. Запишем выражение 6*9=54 м.кв. - Значит материал будем высчитывать исходя из площади дома. Но каждому дому нужна крыша. Длина крыши 10 м высота 4 м. Как найти площадь крыши, если она имеет форму треугольника равнобедренного. Как это сделать? S = a · b S = ? - В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника) - Определим тему урока (Площадь треугольника). - Давайте вспомним, что такое равнобедренный треугольник. Правильно. - На столах у вас лежит макет крыши дома. Это равнобедренный треугольник. - Давайте перегнем его пополам. Что мы видим? - Правильно. У нас получилось два прямоугольных треугольника. - Площадь прямоугольного треугольник мы можем с вами найти? | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К); - учёт разных мнений (К) |
3. Постановка учебной задачи | - Какие правила нахождения площади вы уже знаете? - Запишем формулу прямоугольного треугольника. - Почему оно не помогло вам? - Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем? - Какую цель вы перед собой поставите? - Сформулируйте тему нашего урока? (учитель фиксирует на доске тему урока.) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); -определение основной и второстепенной информации (П); -постановка и формулирование проблемы (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -планирование, прогнозирование (Р) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и составьте план своих действий: Работа с моделями фигур. Запись фигур по группам. Составление эталона. Формулировка правила. -Какие гипотезы вы можете выдвинуть? -Какая из них приведет к положительному результату? Исследование (работа в паре) - практическая работа - Вернемся к макету нашей крыши (измерить стороны ( нижнюю сторону треугольник (5 см), высоту треугольника (4 см) их нужно перемножить и произведение поделить пополам). – А площадь одного прямоугольного треугольника? S = (a · b) : 2 =(5*4:2=10 кв.см) - У нас с вами сколько таких треугольников? - правильн! 2 - Значит площадь данного треугольника сколько будет? 10*2= 20 см.кв. - У нас с вами план крыши в каком масштабе? - Правильно 1:100. - Так какова площадь крыши нашего дома? 20м.кв. – Сформулируйте формулу нахождения площади треугольника с помощью математических терминов. (Проговаривание формулы учащимися «Нужно сначала найти площадь прямоугольного треугольника, для этого надо найти произведение длин сторон, образующих прямой угол и разделить полученную величину на 2, а затем площади прямоугольных треугольников сложить»») – Давайте проверим правильность наших выводов. -Составьте алгоритм нахождения площади треугольника: 1.Измерить длину сторон, образующих прямой угол. 2. Перемножить их. 3. Разделить на 2 . 4. Посмотреть, что данный треугольник имеет два равных прямоугольных треугольника. 5. Площади этих треугольников нужно сложить ФИЗМИНУТКА | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К); -планирование, прогнозирование (Р); |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выполнение стр. 28 № 54 с комментированием у доски в громкой речи 1в. (3х4):2=6кв.см – площадь треугольника АКД, 2в. (6*2):2=6кв.см площадь треугольника АВС -Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); -контроль, оценка, коррекция (Р); |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: Сейчас наша команда проектировщиков разделится на группы и расчитает сколько материалов нужно на строительство нашего дома. 1 группа (площадь 1 блока) : длина 50 см, ширина 25 см. 50*25=750 кв.см 2 группа (площадь 1 листа ондулина ): длина 200 см., ширина 95см. 95*200=19000кв.см -Сделайте вывод. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); -контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р); -самоопределение (Л) |
7. Включение в систему знаний и повторение. | -Решите задачу №27 по учебнику П. – за 6ч. – 24 км. - ? км/ч В. – за 6 ч. - ? км.- ? в 3 раза больше, чем 24:4=4км/ч 4*3=12км/ч 12*6=72км Или 24*3=72км -Сделайте вывод. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - понимание задания, извлечение необходимой информации(П); - моделирование, преобразование модели (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? - Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? - Каким способом действовали? - Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? - Трудна профессия проектировщика? Математика для этого нужна? -А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите себя на лесенке успешности. Лесенка успешности. - Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? - Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? Домашнее задание. Измерить длину и ширину вашего дома, комнаты или квартиры и найти площадь. | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л); -смыслообразование (Л). |