Внеурочная деятельность. 1-4 класс. Музыка осени. Учитель музыки МБОУ «Соколинская НОШ» Муслюмова З. Р.
Программное содержание. Знакомить детей с разнообразными произведениями об осени. Связать жизненные впечатления детей с художественными образами. Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность в поиске песенной интонации на заданный текст. Формировать певческий голос и выразительность движений.
Музыкальный материал:
Чайковский П. И. « Осенняя песнь»;
Семенова Л., Газизова В. «Осенняя песенка»;
Р. н. п. « Осень, осень»;
Александров Ан. « Дождик накрапывает»;
Якушенко И. , Петрова З. « Пестрая песенка. Сентябрь»;
Попатенко Т., Ивенсен М. « Скворушка прощается»
Оборудование.
Репродукции картин, расположенных на планшете:
Поленов В. « Золотая осень»;
Левитан И. « Золотая осень»;
Демонстрационная доска;
«Рисуем осень»: ствол дерева (физминутка), облака (песня, загадки); листочки клена (знаки: форте, пиано);
Ленточки (или листики)желтого, оранжевого, голубого, красного, зеленого и белого цветов.
Музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, палочки и др.
Ход занятия.
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского. Дети заходят в класс.
Учитель: - Дети, почему нас музыка встретила сегодня таким грустным, печальным настроением? Как вы думаете, с музыкой какого времени года мы сегодня будем знакомиться? (ответы детей).
-Да, мы сегодня познакомимся с музыкой осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…(А. С. Пушкин)
- А как же нам услышать музыку осени? Но прежде чем ее услышать, надо представить осень.
- Что мы знаем об осени? (ответы детей, чтение стихов)
Дети, давайте нарисуем ее и рисовать будем все вместе, отвечая на вопросы. И чем правильнее вы будете давать ответы, тем ярче будет наша картина осени.
« Рисуем осень». Выбираем фигурки (облака) с заданиями: «исполни песню», «знаки», «загадки», «физминутка». Крепим на доску после ответов:
1
. Загадка Ответ: Песней
2.Загадка Ответ: Скрипичный
4. Исполни песню (каждый куплет на облачке)
Исполнение хором песни «Осенняя песенка» Семеновой Л., Газизовой В.
Учитель: - О чем же эта песня? (ответы детей)
5. Знаки (листочки клена).
Учитель: - Посмотрите, дети, на эти кленовые листочки! На них что-то зашифровано, постарайтесь разгадать.
| - Этот знак немного странно называется…(пиано). С этим знаком произведение исполняется как? (тихо). |
- Этот знак зовется…(форте). Как мы будем исполнять? (громко) | |
- Какая красивая, яркая осень у нас получилась! (показывает на доску). А сейчас мы рассмотрим репродукции картин великих художников:
| |
«Золотая осень» В. Поленова | «Золотая осень» И.Левитана |
-Какие краски использовали художники, изображая осень? (ответы детей)
-Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы ее услышать? Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помощью которых люди зазывали весну, лето, осень.
Осень, осень, гость на недель восемь.
С грибами, сильными, с дождями, ливнями.
Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.
Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (лучше построчно каждому ребенку)
Учитель: - Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла (звуковые эффекты: гроза, шум ветра, дождя).
-Какие были звуки? (шумовые) Дети, как называется первый, очень яркий месяц осени?
Ученик читает стих (карточка)
Опустел фруктовый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Учитель: -Правильно. Краски его разнообразны. Сентябрь – пестрый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».
Я буду начинать, а вы продолжайте.
В сентябре, в сентябре (много красок на дворе).
Мы их вместе соберем, пестрой песню…(назовем)
Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают. Далее песня исполняется совместно (дети исполняют припев, учитель – запев)
Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».
- Сколько красивых, пестрых ленточек у нас есть (красные, зеленые, оранжевые, желтые, белые, голубые), с ленточками (листиками) какого цвета у вас ассоциируется этот месяц?
Танец-импровизация с лентами (листиками) Роот З. «Осенний листопад»
Учитель: - Как же называется второй месяц осени?
Ученик читает стих (карточка)
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Учитель: - В октябре птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, ребята, какая птица улетает первой? А какая птица прилетает весной первой? Какие песни поют на прощание птицы? (ответы детей)
Исполняется песня «Скворушка прощается» (работа над навыками выразительного исполнения песни, акцентируется внимание на дыхании в начале фразы)
Учитель:- Дети, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие? (ответ детей: колокольчики, треугольники, они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).
-Октябрь закончился.
Ученик читает стих (карточка)
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь)
Учитель: - Какое же главное явление осени?
Исполняется пьеса «Дождик накрапывает» А.Александрова (дети определяют, что это дождь, и говорят, каким способом музыка об этом рассказала).
Исполнение пьесы второй раз, дети играют на колокольчиках и треугольниках.
Учитель подводит итог занятия:
- Спасибо, Музыка, за песни, которые мы услышали у осени. Какое из музыкальных произведений, прозвучавших сегодня, вам понравилось больше всего и почему? (ответы детей).
-Что объединяет осенние пейзажи, которые мы видим за окном, репродукции картин великих художников и музыку? (ответы детей).
Звучит «Пастораль» Свиридова Г., дети выходят из класса.