1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог) | Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель этапа: вместе с учащимися сформулировать цель урока, подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, обеспечить деловую атмосферу на уроке, настроить учащихся на свободное общение с учителем. Задачи: мотивировать учащихся к работе; донести до учащихся информацию о важности темы «Генетика пола» как в познавательной деятельности человека вообще, так и в биологии в частности; организовать и направить познавательную деятельность учащихся к цели урока. Метод: частично-поисковый. Учитель: В 2002 году американка Лидия Фэйрчайлд при разводе с мужем проходила процедуру анализа ДНК, которая показала, что она не является матерью двум её детям. В то время она уже была беременна третьим, пробы крови которого после рождения показали, что она не является матерью и ему. Дальнейшие исследования выявили, что Лидия — химера, то есть организм, развившийся из слияния на очень ранней стадии развития двух оплодотворённых разными сперматозоидами яйцеклеток, и имеющий разные последовательности ДНК в разных тканях. Много тайн хранит в себе человек и наука генетика. Часть из которых мы узнаем сегодня. Тема урока: «Генетика пола». Результат: Учащиеся заинтересованы, готовы к продуктивной работе. Учащиеся сидят правильно, внимательно слушают учителя. |
2. | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала, включающий: определение цели, которую педагог ставит перед учащимися на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися ) определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия); определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Цель: продемонстрировать знания III –закона Менделя, закона Моргана, и как следствие этого, сделать вывод о необходимости изучения хромосомного механизма определения пола.
Цель этапа: Задачи: в ходе работы актуализировать опорные понятия; выяснить степень их усвоения; определить пробелы в знаниях по данному материалу; обосновать практическое применение изученного материала. Метод: исследовательская работа, коллективное обсуждение результатов работы. Определить генотипы и фенотипы в F1 и F2 от скрещивания гладкосеменных (А) растений гороха с усиками(С), гомозиготного по обоим признакам, с морщинистым (а) растением без усиков (с). Оба гена локализованы в одной хромосоме, кроссинговера нет. Определить генотипы и фенотипы в F1 и F2 от скрещивания гладкосеменных (А) растений гороха с усиками(С), гетерозиготного по обоим признакам, с морщинистым (а) растением без усиков (с). Оба гена локализованы в одной хромосоме, кроссинговера нет. В каких случаях выполняется третий закон Менделя, в каких случаях – закон Моргана? Сформулируйте законы Вывод: Закон Моргана выполняется во втором случае. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов. Учащиеся должны убедиться в том, что во втором случае выполняется закон Моргана. Итак, вы познакомились с двумя законами. Рефлексия этапа работы. После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение. Учитель: Как вы думаете, какие знания нам необходимо применить для объяснения этого факта? Учащийся: хромосомную теорию наследственности Т.Х. Моргана. Верные ответы учащихся. В случае, если учащийся при ответе на вопрос, затрудняется ответить, учитель спрашивает остальных. Если вопрос вызвал затруднение у всех, учитель сам комментирует его и разбирает. Методы организации совместной деятельности: лабораторная работа в парах, коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы. Методы стимулирования: похвала. Устное комментирование ответов учащихся. Ответ на вопрос полностью раскрыт и не требует дополнения. Если же ответ на вопрос был не полным, то остальные учащиеся дополняют. Результат: Учитель проверил знания теории, необходимой для изучения материала урока. Ученики продемонстрировали свои знания. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока (занятия)); определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); описание форм и методов изложения нового учебного материала; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором(ой) работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; | Цель: усвоить знания о хромосомном механизме определения пола, сцепленном с полом наследовании признаков. Цель этапа: сформировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом. Задачи: создать условия для усвоения учащимися знаний о хромосомном механизме определения пола, сцепленном с полом наследовании признаков ; Метод: частично-поисковый. Лабораторная работа в группах. Фронтальная беседа. Учитель: Половое размножение очень широко распространено в природе, связано с формированием мужских и женских половых клеток. Каким же образом происходит распределение пола у различных видов животных.? Этот вопрос издревле будоражил умы людей, и только недавно, с возникновением науки генетика, человек смог найти этому объяснение.
Для начала вспомним, что представляет собой хромосомный набор клеток человека. (Слайд).
В кариотипе человека из 46 хромосом 44 одинаковы у всех особей, независимо от пола (эти хромосомы называют аутосомами), а одной парой хромосом, называемых половыми, женщины отличаются от мужчин. Это общебиологическая закономерность для всех живых организмов, размножающихся половым путем.
Диплоидная клетка организма человека: 46 хромосом =23 пары гомологичных хромосом, из которых 22 пары - аутосомы + 1 пара половые хромосомы: у мужчины - ХY; у женщины - ХХ. В соматической клетке мужчины - разные половые хромосомы. В соматической клетке женщины - одинаковые половые хромосомы.( Слайд)
Пол можно рассматривать как один из признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер - хромосомный.
Хромосомный механизм определения пола
Согласно хромосомной теории К.Корренса (1907), пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотворения. Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным, так как он дает один тип гамет, а имеющий разные - гетерогаметным, так как он образует два типа гамет. У человека, млекопитающих, мухи дрозофилы гомогаметный пол женский, а гетерогаметный - мужской.
У мужского пола в процессе гаметогенеза формируется 2 типа гамет в равной пропорции, так как мужской пол - гетерогаметный: Х-сперматозоиды и Y-сперматозоиды.
Поскольку у женского пола половые хромосомы одинаковы, так как женский пол - гомогаметный, то каждая яйцеклетка несет Х-хромосому.
Вывод: Эта биологическая закономерность, обусловленная механизмом мейоза.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
От чего зависит рождение женских и мужских особей? Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются в процессе размножения?
Учитель: В чем же отличие “Х” хромосомы от “У” хромосомы?
Отличаются по строению: Y-хромосома состоит как бы из двух участков - одного гомологичного Х-хромосоме, а другого негомологичного. А так же по набору генов, которые в них находятся.
Учащимся предлагается ответить на вопросы Какие хромосомы несет яйцеклетка? ( X – хромосомы) Если организм содержат две одинаковые половые хромосомы, можно ли его назвать гомогаметным? ( Да) Сперматозоиды несут X и Y – хромосомы. Сколько типов гамет образует? ( 2) и соответственно организм можно назвать…? ( гетерогаметным). Какие хромосомы называют аутосомами? ( одинаковые у обоих полов.) Учитель: Существует четыре основных типа хромосомного определения пола: 1.Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут X-, 50% - Y-хромосому ( млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы). 2. Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут X-, 50% - не имеют половой хромосомы ( кузнечики). 3.Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут X-, 50% - Y-хромосому ( птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд). 4. Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут X-, 50% - не имеют половой хромосомы ( моль). Кроме определения пола хромосомы содержат гены, контролирующие развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых локализованы в X – или Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Изучением наследования генов, локализованных в половых хромосомах, занимался Т.Х.Морган.
Лабораторная работа « Решение задач на наследование сцепленное с полом». Инструкция к выполнению лабораторной работы. (Приложение 1) При решении задач на наследование, сцепленное с полом, помните, что: 1. Один пол является гомогаметным, а другой – гетерогаметным; Часто признаки, сцепленные с полом, контролируются генами, локализованными только в X-хромосоме; 3. Существует четыре типа определения пола, поэтому особое внимание следует обращать на то, какой пол является гомогаметным, а какой гетерогаметным; 4. Гомогаметный пол образует один тип гамет, а гетерогаметный – два; 5. Если гомогаметным полом является женский, то сыновья всегда получают X-хромосому от матери, а Y- хромосому от отца, дочери получают по одной X-хромосоме от матери и от отца; 6. Гены, локализованные в Y- хромосоме, всегда передаются только от отца к сыну; 7. Если гены локализованы в гомологичных участках X-и Y- хромосом, их наследование подчиняется законам Менделя. Задача-1. У человека рецессивный ген h , обусловливающий одну из форм гемофилии, ( Приложение 2 ) локализован в X- хромосоме и наследуется сцеплено. Этот ген является полулетальным для женщин и летальным для мужчин. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового юношу .У них было семь детей. Сколько детей в этой семье могут быть здоровыми? Сколько может быть здоровых девочек? Сколько из них, даже будучи в браке с мужчиной – гемофиликом, могут иметь здоровых детей? Сколько мальчиков могут быть гемофиликами? Сколько девушек в браке со здоровыми мужчинами могут иметь детей, больных гемофилией? ( 5, 4, 2, 2, 2). Учитель: а теперь узнаем как наследуется окраска оперения у кур. Задача 2.Окраска оперения у кур обусловливается локализованными в X- хромосоме геном В. Доминантная аллель гена В обусловливает развитие полосатого оперения, а рецессивная аллель b- черного. Определите, какое потомство следует ожидать от скрещивания: 1)полосатой курицы и черного петуха; 2)полосатой курицы и гетерозиготного полосатого петуха; 3)черной курицы и гомозиготного полосатого петуха. Для закрепления материала фронтальная беседа. Учитель: Ген, вызывающий развитие гемофилии, локализован? Ученик: X- хромосоме Учитель: Первичное определение пола организма происходит? Ученик: в момент оплодотворения Учитель: Гены, локализованные в Y –хромосоме, передаются? Ученик: от отца сыновьям Учитель: Кто из детей будет дальтоником, если их мать – носительница гена цветовой слепоты. А отец – дальтоник (рецессивный ген, вызывающий дальтонизм, локализован в X – хромосоме)? Ученик: половина сыновей и половина дочерей. Лабораторная работа. Групповая работа. Метод частично-поисковый. Использование наглядности (модель – аппликация «Генетика пола») и опоры на практический жизненный опыт детей позволяет поддерживать внимание и интерес учащихся на достаточно высоком уровне. Активная работа большинства учащихся класса Приведение учащимися собственных примеров Рассуждения учащихся и вывод собственных умозаключений Метод мотивирования: похвала, доказательство необходимости получаемых знаний в жизни. Результат: 1.Учащиеся усвоили новый учебный материал темы. 2. Учащиеся заинтересованы и подготовлены к следующему этапу урока. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока (занятия); определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся с которыми работает педагог; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; | Цель: научиться применять знания, полученные на уроке, о наследовании сцепленных с полом признаков на практике. Цель этапа: научить применять знания, полученные на уроке, о наследовании сцепленных с полом признаков на практике. Задачи: Развивать умения применять знания и опыт на практике; Развивать навыки индивидуальной и групповой работы, познавательную активность; Воспитывать творческий подход к работе, аккуратность и дисциплинированность. Метод: практический. Работа в группах по карточкам с разноуровневыми заданиями (теоретического и исследовательского направления). См. Приложение 3. Умение, на основе решения задач, делать выводы о наследовании сцепленных с полом признаков. Правильность решения задач на основе полученных данных. Метод работы в группах предполагает взаимопомощь среди учащихся. Если же у группы возникли разногласия или вопросы, учитель корректирует и направляет группу на правильное решение возникшей проблемы. В конце урока после выполнения практической части, учитель оценивает активно работающих на протяжении урока учащихся, в дальнейшем после проверки заданий ставит оценку каждому ученику. Результат: Учащиеся научились правильно решать генетические задачи и делать выводы о наследовании сцепленных с полом признаков на основе полученных данных. Учащиеся показали умения самостоятельного выполнения заданий. Учащиеся активны, свободно участвуют в обсуждении. На уроке рабочая атмосфера. |