Ф.И.О. Казанцева Виктория Викторовна.
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Склонение имен существительных».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении вопроса склонения имен существительных.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Но перед началом работы я прочитаю вам притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне (слайд): «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» -В чем сила этих слов? Что это значит? - Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания. | Приветствуют. -Нужно опираться на те знания, которые есть у каждого у нас. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К: владеть диалогической формой речи. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Открываем тетрадь, записываем (слайд) число, классная работа, сегодня 27 апреля. - Ребята, сейчас я вам раздам карточки, организуем минутку чистописания. ИРДВТП (слайд). Ваша задача прописать заглавные буквы. Слайд. -Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма? Обратите внимание на слайд и прочитайте, что написано в письме: «Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что? Отгадайте, ребята, моё имя». -А что вы знаете об имени существительном? -Составьте предложение из слов, не изменяя их форму. Слайд. Весной, идут, дождь. часто. -Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? -Как мы изменили форму существительного? (Поставили в форму множественного числа.) - Как изменилась форма? - Составьте предложение из следующих слов. Слайд. На, деревья, зелёные, появляются, листочки. -Что сделали, чтобы получилось предложение? -Как изменили форму существительного? -Какая часть слова изменилась? Физминутка (фрагмент 1). | Выполняют задание «минутка чистописания». Отгадывают о какой части речи шла речь. -Имеют форму рода и форму числа, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут быть нарицательными и собственными. -Не получится составить предложение. -Изменить форму существительного «дождь», поставив его в форму множественного числа. -Окончание. -Изменили форму существительного «деревья» на «деревьях». -Окончание. | | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи. Р: осуществлять контроль коррекцию деятельности | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -Давайте попробуем найти ответ на последний вопрос в следующем тексте. Посмотрим на таблицу и ответим на утверждения +/- (слайд) Текст для чтения. Слайд. Существительное Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы существительных собственные и нарицательные. Имена существительные изменяются по родам и по числам. Существительные могут отвечать на разные вопросы и иметь разные окончания. - С каким утверждением у вас возникла трудность? Почему? - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - Сформулируйте тему нашего урока. Слайд. - Откроем учебник на странице 76 и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока. Слайд. - Какая будет цель? Что нам будет необходимо сделать сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы из таблицы +/- об имени существительном и ищут нужную информацию. Отвечают на вопрос учителя. -Тема: «Склонение имен существительных». - Цель-познакомиться со склонением имен существительных. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели? Задачи перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность. Слайд. Верно, это и будет план сегодняшнего урока. | План урока: Познакомимся со склонениями имени существительного. Научимся образовывать словосочетания со словами, включающими изученную орфограмму. | Учащиеся научатся склонять имена существительные по падежам. | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | -Давайте вернемся к таблице (слайд), как вы думаете называется изменение по формам имен существительных? Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Изменение по падежам называется «склонение». -Теперь давайте прочитаем текст, где ключ. -Откройте учебник на стр. 76. Рассмотрите таблицу (слайд). -Что заметили? -Как он называется? - Как называются остальные падежи? -Кто – ни будь может предположить, что обозначает слово «косвенный» Значение слова косвенный по словарю Ушакова (слайд): КОСВЕННЫЙ 1. непрямой, идущий в косом направлении. 2. Второстепенный, побочный. Косвенные падежи - падежи, кроме именительного. - Теперь смотрим в учебник, упражнение 102. Его мы с вами выполним письменно в тетрадях. Кто хочет прочитать задание вслух? (1 ученик) Перечислите по шагам, что нужно сделать (2 ученик). -А теперь обсудим правильность выполнения упражнения. -Хорошо, выполним следующее задание 103 у доски. Прочитайте, что нужно сделать. Перечислите по шагам, что нужно сделать. -Еще выделите окончания имен существительных. -Начинайте выполнять. | -Изменение по падежам. Читают текст под ключом. Работа с таблицей. -И.п. всегда без предлогов. Предполагают (косвенные). Один ученик читает задание. 1. Построить словосочетания из слов. 2. Записать словосочетания с вопросами 3. Указать падеж зависимых слов. Выполняют упражнение. Проверяют. Один ученик читает задание. 1. Образовать словосочетания, используя указанную форму падежа зависимого слова. 2. Записать словосочетания по образцу. Выполняют упражнение. Проверяют по доске. | Учащиеся научатся склонять имена существительные по падежам. Учащиеся получат возможность научиться образовывать словосочетания со словами, включающими изученную орфограмму. Учащиеся получат возможность научиться образовывать словосочетания со словами, включающими изученную орфограмму. | К: слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | -Откройте учебник на стр. 77. Прочитайте текст в красной рамке сверху. -Выполним устно упражнение 104. --Прочитайте задание. -Перечислите по шагам, что нужно сделать. Организует устный выполнение упражнения 104 по задания. -Что можно сказать о существительном метро? -Попробуйте изменить это слово по вопросам. -Прочитайте текст, где ключ. Слайд. -Запомните, что некоторые иноязычные слова не склоняются. Окончания в таких словах не выделяются. | Читают текст в рамке на стр. 77. Один ученик читает задание. 1. Определить с какими предлогами следует употреблять зависимые слова в словосочетаниях. 2. Определить от чего зависит выбор. 3. Указать падежи. Выполняют устно задание 104. -Оно не изменяется. Читают текст. | Учащиеся научатся склонять имена существительные по падежам. | П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. П: проводить сравнение. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | - Сейчас я проверю как вы усвоили материал. -Я раздам карточки, а вы у себя в тетрадях выполняете самостоятельную работу. Образуйте словосочетания, используя указанную форму падежа, подбери предлоги. Выделите окончания имен существительных. Говорить (П.п.) сабля, стоит (И.п) осине, подойти (Д.п.) кормушка, говорить (Т.п) нежность, убегать (Р.п) шмель, испечь (В.п) торты, плыть (Д.п) озеро, спрятаться (Т.п) дом, подъехать (Д.п) подъезд. - Обратите внимание на слайд и выполните самопроверку. | Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Выполняют самопроверку. | | П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. Р: осуществлять контроль, самооценку деятельности. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | - Какую тему мы сегодня изучили? -Что есть склонение? -Сколько падежей в имени существительном? -Что такое косвенный падеж? -Где нам могут пригодиться полученные сегодня знания? | - Склонение имен существительных. -Изменение имен существительных по падежам. -6 -Все падежи, кроме И. Ответы детей. | | П: осуществлять обобщение изученного. К: слушать и понимать речь других. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | -Запишите домашнее задание. Стр. 76, выучить падежи, вопросы к ним и предлоги. Стр. 77 № 105. Слайд. - Достигли ли мы цели? Слайд. -Выполнили все пункты плана? Слайд. - Оцените свою работу. Сейчас я раздам карточки с силуэтом человека, раскрасьте его в зеленый, если все поняли, в желтый, если возникли трудности и в красный, если вы совсем ничего не поняли. На этом наш урок заканчивается, до свидания. | Записывают домашнее задание Оценивают себя. | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |