СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Значение и употребление глаголов в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Значение и употребление глаголов в речи"»

Технологическая карта урока

Тема урока: значение и употребление глаголов в речи. Составление текста по сюжетным картинкам .

Класс: 3

Цель урока: развитие умений правильно употреблять глаголы в речи при составлении текста по сюжетным картинкам.

Задачи урока:

Дидактические: учить распознавать (подбирать) глаголы; отличать глаголы от других частей речи; составлять текст по сюжетным картинкам; составлять распространённые и нераспространённые предложения; называть определение терминам текст, теме текста и основной мысли текста, называть вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске, называть понятие терминам распространённые и нераспространённые предложения; писать под диктовку тексты; делать выводы; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.

Развивающие: развивать умения сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; с помощью учителя формулировать; планировать действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий; создавать устные и письменные тексты; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию.

Воспитательные: воспитывать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;

Характеристика этапов уроков

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Этап мотивации к коррекционной деятельности

Выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к реализации нормативных требований учебной деятельности







Словесный

(стихотворение)

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Для чего человек получает новые знания?

А что мы можем сделать сегодня на уроке, чтобы получить новые знания?








Корректно и аргументировано высказывают свое мнение







Ф







Карточка с поговоркой







Контроль учителя








К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение






познавательный интерес к изучению русского языка

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Подготовить мышление учащихся к осознанию ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Практический «чистописание»





Практический «объяснительный диктант»















Словесный «вопрос-ответ»























Словесный « устное сочинение»

Откройте тетради. Запишите дату и классная работа.

Выполните ниже минутку чистописания.


Какие части речи вы знаете?

Дайте определение каждой части речи.


Сейчас я вам буду диктовать слова, а вам нужно записывать только глаголы. После записи последует объяснение выбранного слова, то есть, почему вы решили, что именно это глагол.

Плясать, стол, идти, красивый, плыть, попеть, рыбка, ужинали.















Посмотрите на слайд, на нем даны вопросы, прочитайте и в парах ответьте на данные вопросы.

Вопросы:

  1. Что такое текст?

  2. Что такое основная мысль текста и тема текста?

  3. Какие типы текста есть? Дайте им определение

  4. Какие виды предложений бывают?

  5. Как делятся предложения по эмоциональной окраске?

  6. Распространённые и нераспространение предложения это?

Давайте проговорим вслух.













Посмотрите на картинки. Что на них происходит?

Меняются ли действия на них? Давайте составим небольшой текст по сюжетной картинке.

Для начала рассмотрим первую картинку.

Где любил играть Рыжик?

Рыжик любил играть на берегу реки.

Что однажды увидел Рыжик, играя на берегу?

Однажды, он увидел, как мальчик Петя рыбачил в лодке.

Перейдем ко второй картинке. Что случилось с мальчиком?

Но однажды лодка перевернулась, и мальчик упал в воду!

Что же изображено на второй картине? Как вы думаете, что почувствовал Рыжик?

Рыжик испугался!

Что же сделал пес для спасения мальчика?

Он сразу же бросился в воду.

Что в это время делал мальчик?

Петя барахтался, пытаясь держаться на плаву.

Что происходит на четвертой картине? Что сделал Петя, когда Рыжик подплыл к нему? Рыжик подплыл к нему и мальчишка ухватился за собаку.

Как вы думаете, что сделал мальчик на берегу? Петя поблагодарил Рыжика за спасение..)

Попробуйте составить по этой серии сюжетных рисунков рассказ, не используя глаголы.

— Кто желает рассказать получившийся текст?

— Получилось ли у нас составить связный, понятный рассказ без глаголов?


Прописывают минутку чистописания






Распознают глаголы среди других частей речи, сравнивают глаголы с другими частями речи

Выписывают глаголы под диктовку













Корректно и аргументировано отвечают на вопросы.






















Корректно и аргументировано отвечают на вопросы по рисунку. Составляют текст по сюжетному рисунку

Распознают глаголы в тексте

И







Ф




















П


























Ф

Презентация



























Презентация

























Презентация

Самоконтроль






Контроль учителя



















Взаимоконтроль

























Контроль учителя

Писать красивым разборчивым почерком





распознавать глаголы; отличать глаголы от других частей речи;

Писать под диктовку












Называть определение терминам текст, теме текста и основной мысли текста, называть вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске, называть понятие терминам распространённые и нераспространённые предложения;

составлять текст по сюжетным картинкам; составлять распространённые и нераспространённые предложения;

распознавать глаголы









П: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;


К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;



















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

создавать устные и письменные тексты

П: создавать текстовую информацию









активность, инициативность, любознательность и самостоятельность











активность, инициативность, и самостоятельность


















активность, инициативность, и самостоятельность

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Организовать анализ учащимися для осознания места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Словесный (беседа)

Что мы сейчас с вами делали? (составляли текст по сюжетной картинке, не используя глаголы)

Чем мы будем заниматься на уроке?

Корректно и аргументировано высказывают свое мнение

Ф

Карточки

Контроль учителя

формулировать устно простые выводы.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение



активность, инициативность

4. Этап построения проекта коррекции выявления затруднений

Организовать постановку цели коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Словесный (беседа)


Практический (планирование)

Какую цель на урок мы поставим?

Какая тема урока?

Что может в достижении цели?

План:

  1. Выявить значение глаголов в речи через текст

  2. Составить устный рассказ по сюжетному рисунку

  3. Составить письменный рассказ по сюжетному рисунку


Также у вас лежат листы самооценки. На протяжении урока вы будете оценивать свою деятельность.

Говорят цель и тему урока



Расставляют план в правильном порядке

Ф




П




Карточки с планом

Контроль учителя



Взаимоконтроль

формулировать устно простые выводы.

П: с помощью учителя формулировать

Р: планировать действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

активность, инициативность

5. Этап реализации построенного проекта

Способствовать осмыслению коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.















Словесный «чтение»


















Словесный «чтение»

























Словесный «Эксперимент»

























Практический «выборочный диктант»



















Практический «диктант с обоснованием»























Словесный «работа над сюжетным рисунком»





















Какой первый пункт плана?

Посмотрите на слайд.

Рассмотрите сюжетный рисунок.

Ученица 3 класса – Настя составила рассказ по картинкам. Вот что у нее получилось: Зачитайте.

«Жила-была девочка Маша. Однажды, гуляя, она попала под сильный дождь. Маша быстро раскрыла свой зонтик. Вдруг, она увидела под кустом маленького голубя. Он совсем промок и дрожал от холода. Маше стало очень жалко птичку. и она отнесла его домой.

Дома Маша сразу высушила птичку полотенцем и налила ей немного воды в блюдце. Голубь был очень голоден и жадно пил воду. Маша решила дать ему немного хлебных крошек.

Маша ухаживала за голубем. Она поставила блюдце с водой и крошками у окна, чтобы голубь видел улицу. Наконец, дождь закончился, и выглянуло солнышко. Маша решила выпустить голубя на волю. Голубь взмахнул крыльями и полетел к своим друзьям. Маша радостно смотрела ему вслед.»

А У Пети получился другой рассказ: (текст-описание):

Первый рисунок показывает, что на улице плохая погода. Льет сильный дождь! Маша, в ярком оранжевом платьице и синих сапожках, шагает под зеленым зонтиком. Она увидела промокшего голубёнка, который сидел совсем один на земле. Ему было , наверное, очень холодно и страшно!

На следующем рисунке Маша уже дома. Она переоделась, а в уютной комнате, где горит полосатая лампа, девочка заботится о голубке. Видно, что она насыпала ему небольших, желтых зернышек в блюдце.

На третьем рисунке Маша сидит на серо-голубом полу возле большого окна. Она смотрит на голубку с любовью. Кажется, дождик уже закончился, и в комнату проглядывает яркое, теплое солнышко.

Последний рисунок показывает – настоящий праздник! Маша стоит в саду и выпускает здоровую, красивую голубку на волю. У нее распахнуты ручки, и она улыбается. Вокруг летают другие голуби, они рады, что их друг снова с ними! Теперь на улице светит сильно солнышко. Деревья зеленые, а на некоторых кустиках цветут красивые, необычные цветы.

— Сравним рассказы детей.

— Попробуйте определить типы текстов. (У Пети — описание, у Насти — повествование.)

— Объясните свою точку зрения.

— Что мы представляем, когда читаем рассказ Пети? А рассказ Насти?

— В чьём рассказе говорится о том, чем занималась девочка? (В рассказе Насти.)

— С чем это связано? (У Насти в рассказе больше глаголов.)

— Попробуем убрать глаголы из текстов.

— Что изменилось?

— Сделаем вывод. Какую роль в речи играют глаголы?

Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою деятельность на листах самооценки.


Воспитательный потенциал про животных.

Какое животное вам больше всего нравится? Почему?

Есть ли у вас домашний питомец?

Как вы заботитесь о своем домашнем животном?

Как мы можем помочь бездомным животным?


Какой следующий пункт плана?




Сейчас я буду вам диктовать текст, а а вам нужно выписать только глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнезда. Скоро вернутся домой скворцы. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес. Звонко чирикают птицы, распустились первые цветы, и лесные жители радуются теплу. Бегут по стволам деревьев шустрые муравьи. Вот белочки прыгнули с ветки на ветку, собирая прошлогодние запасы. Всюду чувствуется, как природа оживает и дышит весной!

Какие глаголы выбрали? Выделите в них приставку.

Хорошо, молодцы.

Чем богат данный текст? Какой частью речи?

Какова роль глаголов в данном тексте?

Физминутка.




Следующее задание состоит в том, что я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.

Теперь я еще раз буду диктовать текст, а вы выписываете глаголы и обосновываете его значение именно в тексте.

Например: Солнце поднялось высоко над горизонтом. ( Поднялось_ - глагол, обозначает действие предмета. Используется для описания происходящих событий.)

Текст:

В лесу запели птицы. (Запели_ - глагол, обозначает действие предмета. Помогает представить звуки в лесу.) Звонкие трели разнеслись по всей округе. (Разнеслись_ - глагол, обозначает действие предмета. Создаёт образ распространяющегося звука.) Сквозь прошлогоднюю листву пробились первые подснежники. (Пробились_ - глагол, обозначает действие предмета. Описывает появление первых весенних цветов.) Маленький зайчик выскочил из-под куста. (Выскочил_ - глагол, обозначает действие предмета. Делает описание более активным.) Лес ожил и наполнился весенним настроением. (Ожил_ - глагол, обозначает действие предмета. Наполнился_ - глагол, обозначает действие предмета. Оба глагола передают общее состояние леса весной.)

Проговорим по цепочке.


Откройте страницу 105. Найдите упражнение 180.

Рассмотрите серию рисунка.

В парах проговорите, что происходит на данных рисунке.

-Что вы видите на рисунке?

-Кто главные герои?

-Какое время года, скорее всего, изображено на рисунке? Почему вы так думаете?


Давайте рассмотрим первый рисунок.

Что на нем происходит? Куда отправилась девочка?

Как вы думаете, какие чувства могла испытывать девочка?

Какие глаголы можно использовать, чтобы передать действие в этой части рисунка? (пошла, дует, держит, смотрит)


Рассмотрим вторую часть рисунка.

Что здесь произошло? Расстроилась ли девочка?

Куда улетел зонтик? Кто еще появился на данном рисунке?

Какие глаголы можно использовать, чтобы передать действие в этой части рисунка? (вырвался, расстроилась, летела, унес)


Какое событие происходит на 3 рисунке?

Что произошло с зонтиком?

Что сделала ворона? Как вы думаете для чего ворона взяла зонт?

Какие глаголы можно использовать, чтобы передать действие в этой части рисунка? (схватила, полетела)

Чем завершается рисунок?

Что изображено на 4 рисунке?

Что произошло с зонтиком?

Кто еще появился на рисунке?

Что делает ворона?

Как вы думаете о чем бы подумала девочка увидев то, что стало с ее зонтом?

Какие глаголы можно использовать, чтобы передать действие в этой части рисунка? (зацепился, поселились, кормит, пищат)

Как можно озаглавить текст?

Давайте по рисунку определим главную мысль текста.

Давайте составь план текста по иллюстрации.

  1. Прогулка с зонтиком

  2. Потеря зонта

  3. Находка вороны

  4. Новый дом.

















Читают вслух и про себя текст

Анализируют во время чтения текст

















Читают вслух и про себя текст

Анализируют во время чтения текст
























Сравнивают текст-повествование и текст-описание








Аргументируют изменение текста

Делают вывод





Корректно и аргументировано высказывают свое мнение








Сравнивают и распознают глаголы отвечающие на вопрос «что сделали?»

Выделяют приставку в слове

Пишут под диктовку
















Распознают глаголы

Выписывают под диктовку глаголы, обосновывая их значение в тексте
























Корректно и аргументировано отвечают на вопросы по рисунку.

Подбирают глаголы для составления текста

Проговаривают основную мысль текста

Озаглавливают текст

Составляют план текста по сюжетному рисунку



















Ф

И



















Ф

И


























Ф










Ф






Ф











Ф

И






















Ф

И



























Ф















Презентация



















Презентация


























Презентация









Презентация

















Тетради























Тетради




























Учебник















Контроль учителя Самоконтроль

















Контроль учителя Самоконтроль
























Контроль учителя









Контроль учителя






Контроль учителя










Контроль учителя

Самоконтроль




















Контроль учителя

Самоконтроль

























Контроль учителя















читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей















читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей






















Понимать тексты разных типов

Распознавать глаголы





Делать выводы

















Распознавать глаголы отвечающие на вопрос «что сделали?"

Отличать глаголы от других частей речи

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами

приставку

Писать под диктовку





Распознают глаголы

Использовать

изученные понятия

Объяснять своими словами значение глагола

Писать под диктовку
















Подбирать глаголы

Отличать глаголы от других частей речи

Определять основную мысль текста

Озаглавливать текст

Составлять план текста по сюжетному рисунку


















































П: анализировать текстовую информацию















П: анализировать текстовую информацию






















П: сравнивать различные языковые единицы (текст)

анализировать текстовую,

информацию

К: корректно и аргументировано высказывать свое мнение

К: корректно и аргументировано высказывать свое мнение




П: анализировать текстовую информацию

Сравнивать различные языковые единицы (слова)

К: корректно и аргументировано высказывать сове мнение






П: Устанавливать причинно-следственные связи

Анализировать создавать текстовую

информацию

К: корректно и аргументировано высказывать сове мнение









К: корректно и аргументировано высказывать сове мнение

П: анализировать графическую информацию















активность, инициативность, и, самостоятельность













активность, инициативность, и, самостоятельность




















активность, инициативность, и самостоятельность; бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;


активность, инициативность, и самостоятельность;
















активность, инициативность, и самостоятельность;





















активность, инициативность, и самостоятельность;

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Способствовать закреплению способов действий, вызвавших затруднения.

Словесный «устное сочинение по сюжетному рисунку»

Попробуйте устно составить текст.

Расскажите друг другу в парах.


Теперь несколько человек расскажет свой рассказ по рисунку.


Важно ли здесь использовать глаголы?

Для чего?


Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою деятельность на листах самооценки


Составляют устно текст по сюжетной картинке

Ф


Контроль учителя

составлять текст по сюжетным картинкам; составлять распространённые и нераспространённые предложения;

создавать текст по плану и корректировать текст;

делают выводы

создавать устные тексты (повествование)

активность, инициативность, любознательность и самостоятельность

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Способствовать интериоризации способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Практический «сочинение по сюжетному рисунку»

Запишите свой рассказ себе в тетрадь


Сдайте тетради мне.



Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою деятельность на листах самооценки


Составляют текст по картинке с использованием распространённых и нераспространённых предложений, распознают глаголы, сравнивают глаголы с другими частями речи

И

Презентация

Самоконтроль

составлять текст по сюжетным картинкам; составлять распространённые и нераспространённые предложения;

создавать письменные тексты (повествование)

активность, инициативность, любознательность и самостоятельность

8. Этап заключения в систему знаний и повторения

Способствовать применению способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Словесный

(беседа)

Получили ли вы сегодня новые знания?

Как вы их получали, что для этого делали?






Давайте проанализируем ваши листы самооценки.

Отвечают на вопросы учителя

Ф

Карточка с поговоркой


Контроль учителя

формулировать устно простые выводы.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

активность, инициативность

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Создать условия для осознания учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной

Словесный

(беседа)


Беседа

(дополните фразу)

Какая была цель урока?

Достигли ли мы ее?


Дополните фразу.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…


Отвечают на вопрос



Дополняют фразу

Ф



И

Презентация PowerPoint

Контроль учителя

Самоконтроль

Формулировать простые выводы

Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

активность, инициативность