Урок окружающего мира "В гости к весне"- 2 класс.
Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с использованием ИКТ.
Общедидактическая цель урока:
• создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
• применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
Образовательная цель:
• познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
• формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
• научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
• показать связь изучаемых предметов с жизнью;
• обогащать и расширять словарный запас;
Развивающие цели:
• развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
• воспитывать эстетический вкус детей;
• развивать чувство прекрасного;
• чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
• развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
• стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
Воспитательные цели:
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Методы обучения:
• словесный (беседа, рассказ, объяснения);
• наглядный;
• практический (работа с пособием, карточки);
• частично-поисковый;
Форма работы:
• Фронтальная;
• индивидуальная;
• групповая;
Оборудование:
средства обучения:
• учебник;
• распечатка текстов;
• иллюстрации птиц;
технические средства:
• компьютер;
• мультимедийный проектор;
•экран;
Домашнее задание к открытому уроку:
1. Дети провели опыт с веточками деревьев.
2. Готовили к уроку сообщение о месяцах, первоцветах, перелетных птицах.
Конспект урока.
1. Организационный момент.
----Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Необычный потому, что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать мы будем сегодня под девизом: Успех дарит радость.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Какое время года закончилось? (Зима.)
- Вспомним, какие основные признаки зимы в неживой и живой природе нам знакомы? Поможет нам в ответе план –схема на доске. (Дети отвечают на план-схему на доске)
- Давайте попробуем составить модель зимней картины по нашим признакам. (Дети моделируют)
- Какое время года к нам приходит после зимы? (весна)
- Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (предположения детей)
- Цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые получили на прошлом уроке во время экскурсии. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему? (показ на слова темы).
- Начнем урок с умственной разминки. Прочитайте даты.(26 апреля, 15 марта, 5 мая.)
У. Подумайте, что было сначала, что потом и расположите даты в правильной последовательности.
Прочитайте, что получилось. (15 марта, 26 апреля, 5 мая.)
У. Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.)
-Кто из вас знает, почему эти месяцы так названы? Юля приготовила сообщение о них. Послушаем.
(Март - первый месяц весны, начало весны - весна света. Объяснить детям по каким признакам мы узнаем о весне: солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая: то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.
Апрель - второй месяц весны, середина весны - весна воды. Дети должны знать признаки апреля: бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны: набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники.
Май - третий месяц весны, конец весны - весна травы. Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья: яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде: копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.)
- Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
3.Работа над новым материалом.
1) Беседа о неживой природе.
- В первую очередь выявим изменения в неживой природе. Многие писатели писали и пишут в своих произведениях о природе. Сейчас вы будете работать в паре. Ваша задача: Прочитайте отрывки о весне. Найдите признаки весны в неживой природе и подчеркните их.
(Учитель раздает распечатки текста)
• Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.
Н.Сладков
• На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки.
День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Н.Сладков
• Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.
Н.Михайлова
• 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..
В.Бианки
• Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.
А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.
Г.Скребицкий
- О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце, небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)
(На доске вывешивается слово Ледоход)
Учитель: Что такое ледоход? (Лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются)
-А кто из вас знает, что означает слово «половодье»? (Это разлив реки, когда от растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов).
-Давайте найдём это определение в учебнике на странице 87. ( работа с учебником)
-Итак, давайте сейчас попробуем правильно сформулировать все изменения в неживой природе с приходом весны по нашему плану и создать модель весенней картины. (Моделирование картины)
2) Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются серёжки, серебристые барашки. Цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры.)
Опыты с веточками деревьев. (Презентация к уроку)
- В первые дни после каникул мы с вами решили провести опыт с ветками деревьев. Прошло две недели. Посмотрите и объясните, какие изменения произошли с ними и почему?
1 иллюстрация. Ветки в баночке без воды на подоконнике. (Засохли, потому что нет воды.)
2 иллюстрация. Ветки с водой стояли в холодном месте. (Ничего не произошло, потому что там было холодно.)
3 иллюстрация. Ветки в баночке с водой на подоконнике. (Начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.)
- А что помогло по вашему мнению веточкам распустить листочки? (заслушиваются варианты ответов)
- Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.)
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Ответы детей)
Учитель демонстрирует рисунки с изображением раннецветущих растений.
(Слайд 28 – по щелчку: подснежник, ландыш, одуванчик, фиалка)
- Обычно раннецветущие растения называют подснежниками или первоцветами. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)
- В нашем крае наиболее часто встречаются подснежники. А некоторые растения даже занесены в Красную книгу. Об одном из них нам расскажет Алёна.
- Почему же первоцветы зацветают так рано?
Учитель выслушивает мнение детей и предлагает почитать об этом на с. 88 в учебнике, чтобы определить, чьё мнение было верным.
Дети читают текст вслух по частям.
Затем делается коллективный вывод: первоцветы получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
- Давайте на нашей картине покажем эти изменения. (Моделирование картины детьми)
5. Физкультминутка.
- В старину на Руси, когда лес только- только начинал оживать ото сна, люди собирались на полянке и пели песни- заклички «ВЕСНЯНОЧКИ», как бы зазывая в свой край весну. Давайте сейчас тоже попробуем спеть такую веснянку.
Веснянка
1. Ой, бежит ручьём вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
3. Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.
-Ребята, а кто приносит весну ? (птицы)
- К нам сегодня на урок тоже пожаловали перелетные птички. Найдите и сосчитайте их... ведь они разлетелись по всему классу. (птицы заранее прикреплены в разных частях класса, дети называют птицу, пользуясь знаниями полученными ранее)
Назовите их.
- Почему птицы улетают от нас осенью?
- Почему возвращаются весной?
-Что происходит раньше, появление насекомых или возвращение перелётных птиц? Почему?
- Каждая птица возвращается в родные края в определённое время.
Март – время прилёта грачей.
Конец марта – время прилётов скворцов.
Время прилёта жаворонков – начало апреля.
Соловьи прилетают в середине мая.
Время прилёта ласточек в родные края – май.
- Кому из перечисленных птиц человек помогает – строит домик? ( скворец- скворечник). Зачем птицам нужны гнёзда?( Птицы строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
- Как встречают весну звери? Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют. Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
Учитель демонстрирует картинки с изображением зверей и их детёнышей.
- Ребята, а что вы можете сделать для охраны животных, птиц, растений? Представьте, что мы с вами пришли в весенний лес и на пути нам встретились следующие знаки. Помогите их расшифровать, о чём они нам говорят? (Слайд 33 – работаем по щелчку мыши)
Старайтесь помнить и соблюдать эти правила, чтобы быть настоящими «друзьями природы».
-Вернёмся к нашему плану. Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)
Контроль за усвоением программного материала
У. Из предложенных вариантов ответов (на карточке) выбери правильный
Весна наступает:
а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.
День с приходом весны становится:
а) короче б) длиннее в) остался таким же.
Температура воздуха стала:
а) выше б) ниже в) осталась такой же
Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метель б) снегопад в) ледоход.
Какое из этих растений является первоцветом?
а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин.
Взаимопроверка по образцу и самооценка по сигнальным карточкам.
Рефлексия Закончите строки:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит к нам пришла… (слайд 2)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит к нам пришла… (слайд 3)
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет,
Значит к нам пришла … (весна) (слайд )
Итог урока.
- Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?
- Встаньте сейчас те, кто считает, что его сосед по парте был внимателен и работал в силу своих возможностей.
Оценивание.
- А мне сегодня было интересно с вами работать. Я хочу сказать вам спасибо! Я думаю, что после сегодняшнего урока вы будете еще внимательнее относиться к природе.
Домашнее задание: сделать книжку- малышку «Весенние народные приметы», источником материала для работы могут быть- ваши родители, книги, интернет- ресурсы.
- Урок закончен. Всем спасибо!