Тип урока: комбинированный урок повторения и изучения нового материала, с применением слайдовой презентации.
Цель: Познакомить с буквенным обозначением звука «б», тренировать в чтении прямых слогов, односложных слов с буквой б, тренировать в чтении
- формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;
-закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;
- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
- развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;
-развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и умение отвечать на них)
-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.
Учебник А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М: Просвещение, 2015
Электронная презентация, теремок красного и синего цветов, булавка.
Тетрадь-помощница «Развитие речи. Письмо»
проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
№ | Этап урока | Деятельность обучающегося | Деятельность учителя | Методический комментарий |
I. | Организационный момент |
| Создание благоприятной обстановки, положительного настроя | Слушает учителя, настраивается на предстоящую работу | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. . (Слайд 1) -Я надеюсь, что у тебя хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. | |
II. | Подготовительная работа |
| Работа по подготовке речевого аппарата для правильного звукопроизношения | Выполняет упражнения. | -Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение; -Губы в трубочку, в ниточку. -Язычком помоем зубки. - Погоняем шарик из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю. А теперь скажи, как девочка укачивает куклу? (А-а-а); -как пыхтит каша? _П-п-п-п); -как рычит собака? (Р-р-р); - вспомни песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш) - песенку водички; (С-с-с-с) - как поют комарики? (З-з-з); -как жужжит жук? (Ж-ж-ж) | |
III. | Актуализация полученных знаний. |
| Выявление затруднений в индивидуальной деятельности ученика. Подготовить к восприятию нового. | Отвечает на вопросы. Ученик называет буквы | - Что мы сейчас произносили? - Что такое звук? - Что такое буква? - Посмотри внимательно на рисунок. Догадайся, какие буквы спрятались в рисунке? Назови их. (Слайд № 3) | Упражнение на зрительное восприятие |
| | Ученик слушает задания, отвечает на вопросы Называет гласные, их отличительные признаки; читает согласные буквы. - Звук и буквы «ш, ж». Согласные, шипящие, всегда твердые. - Гласная и, мы знаем секрет русского языка, что слоги ши-жи пишутся с буквами и. ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ Пишем только с буквой И. | - Назови еще раз буквы, выставленные у доски. - На какие две группы можно разделить эти буквы? - Назови гласные звуки этих букв. - Почему эти звуки называются гласными? - Пропоем гласные звуки. - Назови согласные звуки. - Дай характеристику согласным звукам? - С какими звуками и буквами мы работали на прошлых уроках? Дай характеристику этим звукам? (согласные, шипящие, всегда твердые) - Какие гласные дружат с этими буквами? (ы, и) - Назови правило. | |
| Оздоровительная минутка |
| Снятие эмоционального и интеллектуального напряжения, развитие интереса к двигательным упражнениям. | Я мороза не боюсь (ходьба)! С ним я крепко подружусь Подойдет ко мне мороз тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и в снежки играть. | | |
IV. | Изучение нового материала | | | |
| 1. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока | - Буратино. - Герой сказки «Золотой ключик» - Звук «б» мне не знаком. - Слово Буратино начинается со звука б и мы будем изучать звук и букву «Б». - Произносит звук б. -Он согласный, потому что произнося сжимаются губы, есть преграда. Звук «б» звонкий, потому что, мы слышим звук своего голоса. - Звук и буква «б» - Познакомиться с буквой б, учиться читать слоги, слова и предложения с буквой б. Рассматривает сюжетную картинку на слайде и называют «гостей» буквы «б». Определяет место звука «б» в словах. | - К нам на урок спешит один сказочный герой, отгадай кто это? У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, Кто же это? (Слайд № 4) - Кто такой Буратино? - Все ли звуки в слове Буратино тебе знакомы? Может быть, ты догадался, в связи с изучением, какого звука он появился на уроке? -Произнеси новый звук «б» -- Какой это звук: гласный или согласный? – Слышим звук своего голоса? Значит, какой это звук? - Какова тема нашего урока? -Чему ты должен на уроке научиться? - Сегодня день рожденья буквы б. Кто вместе с Буратино сможет прийти в гости к новой букве, чтобы в названиях был звук «б». ( Белка, бабушка, бегемот, бабочка и т. д.) (Слайд № 5) - А все гости пришли с подарками. Как ты думаешь, что могут принести в подарок букве «б»? (Бусы, кубики, букварь и т. д.) ( Слайд № 6) - А чем угощали гостей? (Бананами, блинами…) | Создание условий для частично-поискового метода. Самостоятельное формулирование цели урока, определение пути ее достижения. Развитие фонематического слуха, умение определять место звука «б» в словах. |
| 2. Знакомство с буквой Б, б. | Отвечает на вопросы учителя. Мнение ученика. Воспроизводит облик изучаемой буквы. (из двух полосок и полуовала ). Ученик обводит букву Б написанную учителем в индивидуальном блокноте) Индивидуальное задание выполняют по инструкции учителя. | а)- Звук «б» обозначается буквой «Б» (открываю в кассе букв.) - Назови соседей буквы «Б». б) – Как ты думаешь, в домике какого цвета живет буква «б»? - Почему? В)– На что похожа буква Б? - Посмотри, на что похожа у меня.( Слайд № 8, 9) Буква б - проснется рано Буква б – бочонок с краном. Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком в)- Из каких элементов состоит буква Б? - Выложим букву Б. - Какую букву выложили? г) – А сейчас напечатаем в блокноте большую и маленькую букву б. д) - У тебя карточка с буквами. (Приложение 1.) Обведи пальчиком крупную букву Б. - Найди правильно написанную букву Б . - Раскрась ее. Каким цветом мы будем раскрашивать букву «б»? Почему?.. | Развитие оптических представлений и кинестетических ощущений Упражнение на зрительное внимание и память. Упражнения для закрепления образа буквы. |
| 3. Чтение слогов с буквой б. | Читает слоги с буквой «б» Отвечает на вопрос. | - А в гости к букве «б» пришли не только игрушки, но и гласные буквы и буква «б» с ними подружилась. Дружат буквы, посмотри, ну-ка вместе их прочти (ба, бо, бу, бы). (Слайды № 10 - 13) - Слоги с новой буквой ты прочитал быстро и правильно. Для чего мы учились читать слоги? | |
| Гимнастика для глаз Снижение зрительного утомления. | Выполняют упражнения. | 1. Зажмурь глаза, потом открой их . 5р 2.Делай круговые движения глазами - налево- вверх -направо - вниз - направо вверх - налево - вниз. 3. Вытяни руки вперед. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. 4. Посмотри в окно вдаль. Закрой глаза, представь, что твой нос превратился а карандаш. Нарисуйте этим карандашом букву Б. | |
V. | Первичное закрепление. |
| Закрепление полученных знаний. | Находит страницу 94 учебника. Рассматривает букву Б, б в квадрате. - Это бык. - Бык – это домашнее животное. - Я знаю домашних животных… Ученик слушает задания, отвечает на вопросы Рассматривает картинки. Называет предметы (бусы, барабан, боб, бак, ), объяснение значения слов. Звукобуквенный анализ каждого слова по схеме. Читает слова Объясняют значения слов. Рассматривает сюжетную картинку на стр.81 Отвечает на вопросы. | Работа с учебником (стр. 94) - Найди страницу, где находится материал по теме «Звук и буква «б. а) Рассматривание в квадрате напечатанной буквы Б, б. - Какого цвета квадрат? Почему? б) Чтение слогов с буквой б. в) Звукобуквенный анализ слова. Рассматривание картинки. - Кто это? Соотнесение слова с обобщающим названием. - Каких домашних животных ты знаешь? - Какой первый звук в слове «бык»? - Найди схему к слову «бык». - Каким квадратом обозначена буква б? -Что обозначает синий квадрат? - Сколько в слове слогов? -Сколько всего букв в слове? - Прочитай это слово. в) Звукобуквенный анализ слов по схеме. - Что это? (бусы) - Выбери нужную схему. - Где видишь букву б? В начале, в середине или в конце слова? - Каким квадратом обозначена буква? - Покажите черту, которая делит слово на слоги. - Сколько слогов в этом слове? - Какой первый слог? - Какой второй? - Сколько всего букв? - Составьте слово бусы из букв разрезной азбуки. - Прочитай слово. Аналогично слова: бак, боб, барабан. г) Чтение слогов и слов с этими слогами. Бак – большой сосуд для жидкостей. (Слайд №14) Болото - увлажненный участок земли со стоячей водой, заросший влаголюбивыми растениями. (Слайд № 15) Беседа по сюжетной картинке из тетради-помощницы. -Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось? - Посчитай, сколько в комнате людей? Кто самый старший, кто самый младший? - Что делает бабушка (папа, мама, дочка, сын? - Что читает папа? О чем пишут в газетах? Знаешь, что такое библиотека? - Как ты думаешь, кем может работать каждый из членов семьи? Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? - Расскажи о своей семье. | Формирование умения самостоятельно работать с учебником Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности Формирование умения быстро переключаться с одной позиции на другую |
VI. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | | -Чему ты хотел научиться на уроке? - У нас это получилось? (да). - С каким звуком ты познакомился? - Что узнал о звуке б? | |
Приложение 2. Презентация