СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: « Строчная буква ж»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 1

Предмет: русский язык

Тема: «Строчная буква ж».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Цель: научится писать строчную букву ж

Задачи:

Образовательные:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ж] из потока речи.
  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы ж
  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог

    Развивающие:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
  2. Развитие памяти, мышления, внимания.
  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
  4. Развивать плавное послоговое  осознанное чтение с изученными буквами.

Воспитывающие:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
  2. Воспитание познавательного интереса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: « Строчная буква ж»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»



Конспект урока по русскому языку

по теме: « Строчная буква ж»

1класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Разработала

учитель начальных классов С.А.Громова

Перенка

2019



Класс: 1

Предмет: русский язык

Тема: «Строчная буква ж».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Цель: научится писать строчную букву ж

Задачи:

Образовательные:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ж] из потока речи.

  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы ж

  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог

Развивающие:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

  2. Развитие памяти, мышления, внимания.

  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

  4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.

Воспитывающие:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

  2. Воспитание познавательного интереса.


Дидактические средства:

для учителя: предметные картинки, карточки для работы в парах.

для обучающихся: учебники










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Тихо сели девочки,

Тихо сели мальчики.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Проверьте свою готовность к уроку.

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно невесёлое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернёте Солнышку хорошее настроение..

Проверяют готовность рабочего места к уроку








- Тучка солнышко собою закрывает.

-Да!

Регулятивные:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности


2


Актуализация опорных знаний.

Лучик «Повторяй-ка»

- Ребята, откройте свои тетради, положите их правильно, возьмите ручку и запишите буквы.

а, о, у, ш, ы

- Что общего у этих букв?

-Какая буква лишняя и почему?

- Запишите букву Ш целую строчку.

-Обведите в кружок правильно написанную, по вашему мнению, букву и оцените себя.

Повторение изученных букв по ленте.

- Называем гласные звуки.

- Что вы знаете про гласные а, о, у, ы?


- Что вы знаете про гласные и, е, я?


- Чем необычны буквы я и е.

- Называем согласные

- Чем отличается буква Ч от других согласных букв?

- Что это за буква? (ь)

- Что в ней особенного?

- Молодцы, у солнышка появился первый лучик Повторяй-ка





Ребята записывают буквы, оценивают себя


-у меня все получилось отлично


-у меня все получилось хорошо


- надо стараться


- [а, о, у, ы, и, е, я]

- Обозначают твёрдость предшествующего согласного.

- Обозначают мягкость предшествующего согласного.

- Могут обозначать 2 звука.

- Звонкие [н],[н'], … .

- Глухие [п],[п'], … .

- Буква Ч обозначает всегда мягкий звук [ч'].

- Мягкий знак.

- Не обозначает звука.



Регулятивные:

готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.






Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов.





3

Формирование новых знаний.

























































Физкультминутка

Определение цели урока

Лучик «Угадай-ка»

- Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадки.

Шесть ног без копыт,

Летит — жужжит,

Упадет — землю роет. (жук)

Не лягушка, но похожа
Бородавчатая кожа,
Не в воде живет, а рядом,
Не лягушка - это  
(Жаба)

- С какого звука начинаются эти слова?

- Ребята, звук [ ж ] на письме обозначается буквой ж.

- С какой буквой мы сегодня познакомимся?

- Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

-Для чего? Давайте поставим себе задачу и в конце урока проверим, всё ли у нас получилось?

- Как жужжит жук? (жжжжжжжжжжжжжж)

Работа со звуком.

- Произнесите ещё раз звук, послушайте его, дайте ему характеристику. Докажите свой ответ. (ответы детей)

- Может буква ж обозначать мягкий звук? Произнесите, попробуйте.

Вывод: Звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий.

- Молодцы, у солнышка появился второй лучик Угадай-ка

Работа в прописи

Лучик «Напиши-ка»

- На что похожа буква ж? Похожи печатная и письменная буквы?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

-Посмотрите, как правильно пишется буква ж.

- Напишите эту букву в воздухе.

-Запишите её в прописи. Оцените себя.

- Прочитайте слоги и запишите их.

жа жи же

-Жи- ши пиши с буквой и

- Молодцы, у солнышка появился третий лучик Напиши-ка

Физминутка с заданием


Лучик «Отдыхай – ка»

Физминутка «Шар»

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

  • «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.

  • «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

«Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.







-Ответы детей

(картинки повесить на доску)







Фронтальная работа



- В каждом слове встречается звук [ ж].

- Это буква Ж


Называют тему урока: - Строчная буква ж

- Изучить новый звук и новую букву, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой


.








.

Изображение буквы ж







Электронное приложение


Регулятивные: целеполагание.


















Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

4

Первичная проверка понимания учащимися изученного материала

Работа в тетради

Лучик «Называй-ка»

1.Чтение и запись слогов

2. Артикуляция при произношении звука [ ж ].

- Подберите слова, в которых встречается звук [ ж].

-Прочитайте чистоговорки, четко проговаривая все звуки.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ... (ежа)

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я на дереве ... (сижу) 

ЖИ-ЖИ-ЖИ – очень острые ...(ножи) 


3. Слого-звуковой анализ слов жук, жаба.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука, составление моделей).

жук

Игра Живой звук»

- Гласный звук У, шаг вперёд

- Согласный твердый, звонкий звук Ж, шаг вперёд.

- Согласный твердый, глухой звук К, шаг вперёд.

- Составьте предложение со словом жук

На руку Коли сел жук.

Давайте запишем предложение. Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение?

Один ученик работает у доски.

4.Составление модели слова ЖАБА

жаба

5. - Послушайте сказку «Жадная Жаба» и запомните как можно больше слов со звуком «ж».

Жадная жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

- Надо бы нам крышу покрасить.

- Покрасить можно, - говорит осторожный Жук.- Только какой

краской?

- Жёлтой, - важно сказал Жук.

- Но у нас нет жёлтой краски.

- Ну, тогда оранжевой!

- И оранжевой тоже нет.

- Пойдём попросим у жадной Жабы, у неё целая бочка оранжевой

краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.

- Здравствуйте, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

-Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

- Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

- Нет у меня никакого джема!

Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

- Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

(Г.Юдин)


--Почему никому не было жалко Жабу?

- А как бы поступили вы?

- А были у вас ситуации, когда вы делились чем-либо со своими

товарищами, одноклассниками?

- Какие слова вы запомнили? Дайте характеристику звуку «ж».


- Молодцы, у солнышка появился четвертый лучик Называй-ка






Дети выделяют звуки слова жук





Дети записывают слово жаба и составляют модель слова







Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие











Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные:

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения



5

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Лучик «Поиграй-ка»


- Определение места звука [ ж ] в словах.

.

Я называю слова, а вы определяете,

есть в них звук [ж] – хлопайте в ладоши,

если нет – топайте ногами.


Шуба, ежи, шаль, живот, дерево, жираф, чиж, ножи, пушок, ужи, хвост, кожа, крошка, морж, снежинка, хлеб, варежки, машина, мороженое,


-Запись слов под диктовку

ежи, живот, жираф, чиж, ножи, ужи, кожа, морж, снежинка, варежки, мороженое,


- Молодцы, у солнышка появился пятый лучик Поиграй-ка

Хлопки на словах:

ежи, живот, жираф, чиж, ножи, ужи, кожа, морж, снежинка, варежки, мороженое,


Познавательные:

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Этап применения знаний и способов действий

Лучик « Размышляй- ка»

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ж.

ОРжПМИКИжИБЗьжЕтМКБЬсяАЫ

СжЫжоПАвКЕНжШДИшлРПВШтжрж


2 .Игра «Собери слова»

-Составьте слова из слогов и запишите их.

НО

ЛО

У

ЖА

ЖА

ЖИ

СТРИ

ЖА

ЛУ

ЖИ

СТУ

ЖИ



- Какие получились слова? Составьте предложения с этими словами

- Молодцы, у солнышка появился пятый лучик Размышляй-ка

Работа в парах


Карточки у каждой пары


В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.





8 букв



(ножи, ужи, жало, стрижи, лужи, стужа)

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Познавательные:

структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

7

Этап подведения итогов урока

Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Где вам новые знания пригодятся?

- Какие задания были более интересными? - Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, звонкий, шипящий звук

[ ж ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать письменную букву ж, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв.

Регулятивные:

оценка того, что знают и что еще нужно узнать.



8

Этап рефлексии

Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Оцените свою работу. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!


Оценивают свою работу с помощью светофора

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы