№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Тихо сели девочки, Тихо сели мальчики. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Проверьте свою готовность к уроку. -Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно невесёлое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной? Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернёте Солнышку хорошее настроение.. | Проверяют готовность рабочего места к уроку - Тучка солнышко собою закрывает. -Да! | Регулятивные: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
2 | Актуализация опорных знаний. | Лучик «Повторяй-ка» - Ребята, откройте свои тетради, положите их правильно, возьмите ручку и запишите буквы. а, о, у, ш, ы - Что общего у этих букв? -Какая буква лишняя и почему? - Запишите букву Ш целую строчку. -Обведите в кружок правильно написанную, по вашему мнению, букву и оцените себя. Повторение изученных букв по ленте. - Называем гласные звуки. - Что вы знаете про гласные а, о, у, ы? - Что вы знаете про гласные и, е, я? - Чем необычны буквы я и е. - Называем согласные - Чем отличается буква Ч от других согласных букв? - Что это за буква? (ь) - Что в ней особенного? - Молодцы, у солнышка появился первый лучик Повторяй-ка | Ребята записывают буквы, оценивают себя -у меня все получилось отлично -у меня все получилось хорошо - надо стараться - [а, о, у, ы, и, е, я] - Обозначают твёрдость предшествующего согласного. - Обозначают мягкость предшествующего согласного. - Могут обозначать 2 звука. - Звонкие [н],[н'], … . - Глухие [п],[п'], … . - Буква Ч обозначает всегда мягкий звук [ч']. - Мягкий знак. - Не обозначает звука. | Регулятивные: готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов. |
3 | Формирование новых знаний. Физкультминутка | Определение цели урока Лучик «Угадай-ка» - Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадки. Шесть ног без копыт, Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (жук) Не лягушка, но похожа Бородавчатая кожа, Не в воде живет, а рядом, Не лягушка - это (Жаба) - С какого звука начинаются эти слова? - Ребята, звук [ ж ] на письме обозначается буквой ж. - С какой буквой мы сегодня познакомимся? - Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня учиться писать? -Для чего? Давайте поставим себе задачу и в конце урока проверим, всё ли у нас получилось? - Как жужжит жук? (жжжжжжжжжжжжжж) Работа со звуком. - Произнесите ещё раз звук, послушайте его, дайте ему характеристику. Докажите свой ответ. (ответы детей) - Может буква ж обозначать мягкий звук? Произнесите, попробуйте. Вывод: Звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий. - Молодцы, у солнышка появился второй лучик Угадай-ка Работа в прописи Лучик «Напиши-ка» - На что похожа буква ж? Похожи печатная и письменная буквы? Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! -Посмотрите, как правильно пишется буква ж. - Напишите эту букву в воздухе. -Запишите её в прописи. Оцените себя. - Прочитайте слоги и запишите их. жа жи же -Жи- ши пиши с буквой и - Молодцы, у солнышка появился третий лучик Напиши-ка Физминутка с заданием Лучик «Отдыхай – ка» Физминутка «Шар» Я с утра сегодня встал. С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть Стал мой шарик вдруг толстеть. Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок. Лопнул шарик, мой дружок. Разминка для глаз «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох. «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза. «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз. | -Ответы детей (картинки повесить на доску) Фронтальная работа - В каждом слове встречается звук [ ж]. - Это буква Ж Называют тему урока: - Строчная буква ж - Изучить новый звук и новую букву, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой . . Изображение буквы ж Электронное приложение | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
4 | Первичная проверка понимания учащимися изученного материала | Работа в тетради Лучик «Называй-ка» 1.Чтение и запись слогов 2. Артикуляция при произношении звука [ ж ]. - Подберите слова, в которых встречается звук [ ж]. -Прочитайте чистоговорки, четко проговаривая все звуки. ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ... (ежа) ЖУ-ЖУ-ЖУ – я на дереве ... (сижу) ЖИ-ЖИ-ЖИ – очень острые ...(ножи) 3. Слого-звуковой анализ слов жук, жаба. (определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука, составление моделей). жук Игра Живой звук» - Гласный звук У, шаг вперёд - Согласный твердый, звонкий звук Ж, шаг вперёд. - Согласный твердый, глухой звук К, шаг вперёд. - Составьте предложение со словом жук На руку Коли сел жук. - Давайте запишем предложение. Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение? Один ученик работает у доски. 4.Составление модели слова ЖАБА жаба 5. - Послушайте сказку «Жадная Жаба» и запомните как можно больше слов со звуком «ж». Жадная жаба. Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу: - Надо бы нам крышу покрасить. - Покрасить можно, - говорит осторожный Жук.- Только какой краской? - Жёлтой, - важно сказал Жук. - Но у нас нет жёлтой краски. - Ну, тогда оранжевой! - И оранжевой тоже нет. - Пойдём попросим у жадной Жабы, у неё целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт. - Здравствуйте, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? -Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску. Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит: - Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. - Нет у меня никакого джема! Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: - Пожалейте меня, несчастную-ю! Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. (Г.Юдин) --Почему никому не было жалко Жабу? - А как бы поступили вы? - А были у вас ситуации, когда вы делились чем-либо со своими товарищами, одноклассниками? - Какие слова вы запомнили? Дайте характеристику звуку «ж». - Молодцы, у солнышка появился четвертый лучик Называй-ка | Дети выделяют звуки слова жук Дети записывают слово жаба и составляют модель слова Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
5 | Этап закрепления новых знаний и способов деятельности | Лучик «Поиграй-ка» - Определение места звука [ ж ] в словах. . Я называю слова, а вы определяете, есть в них звук [ж] – хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами. Шуба, ежи, шаль, живот, дерево, жираф, чиж, ножи, пушок, ужи, хвост, кожа, крошка, морж, снежинка, хлеб, варежки, машина, мороженое, -Запись слов под диктовку ежи, живот, жираф, чиж, ножи, ужи, кожа, морж, снежинка, варежки, мороженое, - Молодцы, у солнышка появился пятый лучик Поиграй-ка | Хлопки на словах: ежи, живот, жираф, чиж, ножи, ужи, кожа, морж, снежинка, варежки, мороженое, | Познавательные: Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6 | Этап применения знаний и способов действий | Лучик « Размышляй- ка» Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса. Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится! 1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ж. ОРжПМИКИжИБЗьжЕтМКБЬсяАЫ СжЫжоПАвКЕНжШДИшлРПВШтжрж 2 .Игра «Собери слова» -Составьте слова из слогов и запишите их. НО | ЛО | У | ЖА | ЖА | ЖИ | СТРИ | ЖА | ЛУ | ЖИ | СТУ | ЖИ | - Какие получились слова? Составьте предложения с этими словами - Молодцы, у солнышка появился пятый лучик Размышляй-ка | Работа в парах Карточки у каждой пары В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору. 8 букв (ножи, ужи, жало, стрижи, лужи, стужа) | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов |
7 | Этап подведения итогов урока | Ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Где вам новые знания пригодятся? - Какие задания были более интересными? - Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? | Выучили согласный, твердый, звонкий, шипящий звук [ ж ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать письменную букву ж, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. | Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать. |
8 | Этап рефлексии | Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Оцените свою работу. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! | Оценивают свою работу с помощью светофора | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы |