Чтение и развитие речи, 5 класс, март 2018
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель
Познакомить с произведением К Паустовского «Кот-ворюга».
Задачи
Образовательные:
познакомить учащихся с новым художественным произведением;
отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов;
работать над пересказом произведения.
Коррекционно-развивающие:
развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;
развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения и сострадания к животным.
Оборудование
Презентация, учебники, карточки для индивидуальной работы, записи на доске.
На доске:
Портрет К. Г.Паустовского
Иллюстрации к рассказу К. Г.Паустовского «Кот-Ворюга»
Ход урока
I. Организационный момент.
(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)
Работа над скороговоркой.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами, когда разгадаете ребус.

,
,
В
юга (слайд)
- Как же называется рассказ?
III Работа по теме урока
1. Сведения о писателе.
- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
- Что вам известно об этом писателе?
- Каким видится он через свой портрет?
- Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.
(Выступление ученика с сообщением)
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
2. Работа над произведением
а.Чтение учителем.
б. словарная работа
(работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица– небольшая рыбка плотва.
Заросли– частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз– узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот– за ворот, за воротник.
Подпалины- рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало– производить сильный и глухой звук.
Припадок– внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
- Понравилось ли произведение?
- Чем? Какое настроение вызывает?
г.Составление плана, заголовки к частям.
Рассказ можно разделить на 2 части. 1 часть – «Вор пойман», 2 часть – «Ворюга исправился»
IV Физминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
д.учимся читать вдумчиво
- Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.
- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
- Как вы понимаете слово «отчаяние»?
- Есть ли от чего приходить в отчаяние?
- Зачитайте, какие проделки совершал кот?
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
- Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
Для составления портрета КОТА вы поработаете в группах.
е) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1 группа:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит?
2) Какие чувства вызывает у вас это животное?
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.
2) У нас он вызывает чувство жалости.
2 группа:
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их?
2)Какие чувства у вас вызывают его поступки?
Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
3 группа: (4 ученика)
1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
3 группа читает отрывок по ролям. (Стр 136-137 Рассмотрев…)
- Проверим Группы
ж.работа по содержанию Выборочное чтение
- Почему же у кота были такие повадки?
- Как он попался? Зачитайте.
- Почему именно Ленька смог выманить кота?
- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
- Какое решение оказалось верным?
- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?
- Почему в рассказе не показано, как кот изменился внешне?
Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.
О добре говорится и в пословицах и поговорках, которые составляют кладезь народной мудрости.
Давайте прочитаем и объясним их.
Добро век не забудется. Как поживешь, так и прослывешь. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
V. Подведение итогов
Выставление оценок за работу на уроке.
Выводы.
О творчестве, какого писателя мы сегодня говорили с вами на уроке? Какой вывод мы сделали из рассказа К. Г.Паустовского «Кот-Ворюга»? Что больше всего вам понравилось на уроке?
Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ (животных надо любить, ухаживаь за ними, кормить и не обижать их. А ведь сначала ребята были очень злы на кота за его проделки, даже хотели «вздуть «его за бандитские проделки. Но за место этого они взяли и накормили его «как следует»и произошло чудо, кот изменился, стал совсем другим. Нередко, чего нельзя добиться путем зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.
- Можем ли мы сказать, что ребята совершили волшебство (да)
VІ.Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану.