Урок по программе "Перспектива" 2 класс.
Тема: Делимое. Делитель. Частное.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (ввести понятия «делимое", "делитель", "частное").
Задачи . Образовательные: ввести понятия «делимое», «делитель», «частное». Научить определять компоненты действия деления и его результат; формулировать высказывание, используя математические термины; комментировать арифметическое выражение на деление; вычислять и записывать арифметическое выражение используя действие деления;
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, товарищества, аккуратность
Предметные умения: вычислять арифметическое выражение, используя действие деления.
Комментировать арифметическое выражение используя разные варианты представления.
Согласовывать свои действия при выполнении учебного задания в паре
Правильно употреблять в речи математические понятия.
УУД Личностные УУД:
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
– выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Познавательные УУД:
– строить логическое рассуждение включающее установление причинно – следственных связей;
– проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
– определять компоненты и результат действия деления.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
– формулировать высказывания, используя математические термины.
Планируемый результат: Знать названия компонентов действия деления.
Правильно употреблять в речи математические понятия.
Основные понятия: Делимое, делитель, частное. Частное чисел
Оборудование: презентация, солнышко, цветные мелки.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Какое сегодня число? Откройте тетради, положите их правильно, выровняйте спину, ручку возьмите правильно, запишите число.
Устный счет.
- Откройте тетради, запишите число. Приготовьтесь к устному счёту.
- Первое задание будет такое. Я буду читать вам текст задачи, а вы будите записывать через 1 клетку только знаки математических действий, с помощью которых решаются эти задачи.
А) Таня купила 2 открытки, по 6 рублей каждая. Сколько она должна заплатить за эту покупку? (*)
Б) На выставку рисунков из первого класса отобрали 7 рисунков, а из второго - 12 рисунков. На сколько больше отобрали рисунков из второго класса, чем из первого? (-)
В) Мама разложила 14 апельсинов на 2 тарелки поровну. Сколько апельсинов она положила на каждую тарелку? (:)
Г) У Наташи 8 конфет, а у Серёжи 5 конфет. Сколько конфет всего у ребят? (+)
Д) Люба записала 11 новых мелодий на свой мобильный телефон, а Вера – на 6 мелодий меньше. Сколько мелодий записала Вера? (-)
Е) У детского велосипеда 3 колеса. Сколько колёс у четырёх таких велосипедов? (*) (Проверка)
Постановка учебной задачи
- Ребята, а давайте вспомним, как называются числа при умножении? (на доске 2*3=6)
- Молодцы!
- Посмотрите на доску. (6 : 3 = 2) Скажите мне пожалуйста как называются эти числа. … Вы не знаете? А хотите узнать?
- Тогда давайте назовем тему урока и поставим цель и будем скорее узнавать как называются эти числа в выражении.
«Открытие» детьми нового знания
- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую?
Узнали героя сказки? (на доске - колобок).
- Чтобы нам отправиться в сказку нужно узнать, как же называются эти числа. Как вы думаете, кто нам в этом поможет? (учебник)
- Открываем учебник на странице 79. Кто может прочитать красиво и выразительно правило?
- Давайте хором проговорим эти названия, чтобы запомнить. (показываю на доске число и проговариваем хором название)
- Молодцы! Отправляемся в сказку.
- Испекла бабка Колобок и положила на окно студиться. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке.
Первичное закрепление
1 - Навстречу ему заяц: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»
Отвечает колобок: « Не ешь меня, зайчик!»
Заяц: «Выполни тогда моё задание»
А задание такое: Выполни вычисления. Назови в каждом примере делимое, делитель и частное. (примеры уже написаны на откидной доске)
-Молодцы, помогли колобку убежать!
2 - Побежал колобок дальше, навстречу ему волк: «Колобок. Колобок, я тебя съем!» Отвечает колобок: «не ешь, меня, волк ».
Волк: «Выполнишь задание – отпущу».
- Волк нам предлагает решить примеры, но сначала нам нужно составить эти примеры с помощью картинок на странице 79.
Физкультминутка (делимое – присели, делитель – хлопнули в ладоши, частное – руки вверх).
3 - Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Какой ты аппетитный колобок! Пожалуй, я тебя съем!» Отвечает колобок: «Нет, Михайло Потапыч, не ешь меня!»
Медведь: «хорошо, тогда выполни моё задание»
- Чтобы мы смогли помочь колобку убежать от медведя, мы с вами переворачиваем страничку и в упражнении 3 нам нужно решить только те примеры, в которых делимое больше 10. Поможем колобку?
Молодцы, ребята!
4 - Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!» А колобок отвечает: «Нет, лисонька! Ничего у тебя не получится. Знаю я много сказок о твоих коварствах». «Ну хорошо, дам тебе задание, выполнишь – отпущу».
- Выполним задание, чтобы и от лисы колобок убежал.
На этот раз нам нужно решить задачу 5.(читают)
- О чем говорится в задаче? (о яблоках)
- Сколько было яблок? (15)
- Что с ними сделали? (разделили поровну между тремя мальчиками)
- Что нужно найти? Какой вопрос задачи?
- Каким действием будем решать задачу?
(записывают решение самостоятельно, взаимопроверка)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5- А лиса все ещё сомневается, отпускать ли колобка, и просит решить еще задачу. (№6)
- О чем говорится в задаче? (о пончиках)
- По сколько пончиков съел каждый мальчик? (по 2)
- Сколько было мальчиков? (?)
Решаем самостоятельно. (Один ученик у доски на обратной стороне. Самопроверка по эталону на доске.)
Включение в систему знаний и повторение
Вернулся колобок к бабушке с дедушкой целый и невредимый. Теперь он не будет от них убегать. Мы с вами помогли ему выполнить все задания зверей, чтобы они его не съели.
Молодцы, ребята!
Понравилось ли вам путешествие?
Что мы делали с вами на уроке?
На этом уроке вы хорошо потрудились.
Рефлексия деятельности
Посмотрите, появилось на небе солнышко. (на доске) Оно улыбается вам. Вы хорошо постарались. Только как–то странно оно выглядит. Чего не хватает у нашего солнышка? – (лучей). Они есть у меня. И сейчас наше солнышко засияет ещё краше. Если вам сегодня на уроке было интересно, всё понятно, комфортно, то проведите красную линию. Если вам было немножко неуютно, что-то не получалось, то жёлтую линию. А если вы не получили для себя никаких знаний, вам было не интересно, то проведите линию белым мелком. (подходят к доске по рядам)
- Молодцы, ребята, вы отлично поработали.
Домашнее задание: работа в тпо.