Урок ОБЖ - 8 класс. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
Изучаемые вопросы
Первая медицинская помощь и ее предназначение.
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи.
Изложение учебного материала
1. Рассмотреть случаи оказания медицинской помощи. Попросить учащихся сформулировать предназначение первой медицинской помощи.
В зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки первую медицинскую помощь могут оказывать врачи, средний медицинский персонал, а также в порядке само- и взаимопомощи люди, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.
Далее необходимо подчеркнуть, что первая медицинская помощь, как правило, оказывается на месте происшествия и может включать в себя проведение следующих мероприятий:
временная остановка кровотечения;
наложение специальных повязок на раны и ожоги;
иммобилизация (наложение шин или подручных средств) при переломах, вывихах и ушибах;
искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
профилактика лучевых поражений путем использования медицинских средств из индивидуальной аптечки (АИ-2);
помощь при отравлениях, укусах ядовитыми змеями и насекомыми.
2. Разобрать с учащимися общие правила оказания первой медицинской помощи.
Все приемы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые, насильственные вмешательства могут повредить пострадавшему и ухудшить его состояние.
Если первую медицинскую помощь оказывают двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руководить выполнением всех приемов первой медицинской помощи.
Приступая к оказанию первой медицинской помощи, вначале необходимо определить последовательность отдельных ее приемов. Сначала необходимо выполнить те приемы, от выполнения которых зависит сохранение жизни пострадавшего, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой медицинской помощи. Так, при открытом переломе бедра и наличии артериального кровотечения сначала надо остановить опасное для жизни кровотечение, затем на рану наложить стерильную повязку и только потом на ногу наложить специальную шину или подручные средства для обеспечения неподвижности конечности в месте перелома.
3. Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи: табельные (перевязочный материал, кровоостанавливающие жгуты, некоторые медикаменты, специальные шины); подручные (чистая простыня, рубашка, ткани (лучше нецветные), брючный ремень, закрутка из ткани, полоски твердого картона и фанеры, доски, палки и др.).
В заключение урока необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области.
Контрольные вопросы
Каково основное предназначение первой медицинской помощи и кто ее оказывает?
Какие основные медицинские мероприятия могут проводиться при оказании первой медицинской помощи?
Как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи?
Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой медицинской помощи?
Домашнее задание
Изучите § 8.1 учебника.
Урок . Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ)
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами — аммиаком и хлором.
Изложение учебного материала
При наличии возможностей урок по данной теме можно организовать как практическое занятие. Если такой возможности нет, повторить с учащимися, какие химически опасные вещества относятся к АХОВ, напомнить, что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Разобрать признаки, которые возникают при отравлении аммиаком и хлором, и правила оказания первой медицинской помощи при этом отравлении.
Контрольные вопросы
Какие вещества называются аварийно химически опасными?
Каковы признаки отравления аммиаком и хлором?
Какую первую помощь нужно оказывать отравленному аммиаком и хлором?
Домашнее задание
Изучите § 8.2 учебника.
Урок. Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при утоплении
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении.
Изложение учебного материала
При наличии условий урок можно организовать как практическое занятие.
Во вступительной части урока повторить, что такое травмы, виды травм.
Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах, растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. Изложить учебный материал, используя плакаты или иллюстрации учебника. При этом подчеркнуть, что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего. Особое внимание следует обратить на правила проведения искусственного дыхания.
Контрольные вопросы
В чем состоит первая медицинская помощь при переломах, вывихах, растяжениях, разрывах связок?
Какие средства можно использовать при оказании первой медицинской помощи?
Каковы правила оказания медицинской помощи при утоплении?
В каких случаях выполняется искусственное дыхание?
Каковы правила проведения искусственного дыхания?
Домашнее задание
Изучите § 8.3, 8.4 учебника.