СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Окружающему миру 4 класс "Мир древности: далекий и близкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволяет познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией, Римом. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Окружающему миру 4 класс "Мир древности: далекий и близкий"»

Мир древности: далекий и близкий

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, допол­нительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Игра «Угадай»

Раз — читаем летопись,

Два — идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

(Одни ученики демонстрируют картинки с изображением за­нятия первобытных людей, другие называют это занятие. Затем меняются ролями.)

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.

(Взаимопроверка.)

— Как подписали данные предметы в задании 3? {Экспонат, историческая ценность и т. д.)

— Почему именно так расставили цифры в задании 4?

— Какие интересные предметы видели в краеведческом музее? , (Рассказы детей.)

III. Самоопределение к деятельности Кроссворд

— Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведет нас дорога исто­рии дальше.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу перво­бытной истории. (Земледелие.) 2. Люди научились ... глиняную посуду. (Изготовлять.) 3. Этим занимались женщины и дети. (Со­бирательство.) 4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.) 5. Освещение первобытных художников в пещере. (Факел.) 6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.) (Ключевое слово в выделенных клетках: Египет.) Речь сегодня пойдет о мире древности: о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир древ­ности: далекий и близкий».)

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности мо­жет быть близким 7)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания Работа в группах

— Нам сегодня надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию. Как будем работать? (В группах.)

(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе го­сударство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)

— Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый ин­дивидуально читает и отвечает на вопросы/затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.

(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы.)

Карточки для работы

Древний Египет (с. 8-9)

п/п

Вопрос

Ответ

1

Когда появилось Египет­ское царство?

Примерно 5000 лет назад

2

Где возникло Египетское царство?

На берегах реки Нил

3

По мнению египтян, кто управлял миром?

По мнению египтян, миром управ­ляли боги

4

На кого были похожи боги египтян?

Боги египтян были похожи на жи­вотных

5

Как называли бога солнца?

Бог солнца Ра

6

Как изображали бога солн­ца Ра?

Бога солнца Ра изображали челове­ком с головой птицы

7

Как называли бога воды?

Бог воды и разлива Нила Себек

8

Каким представлялся Се-бек?

Себек представлялся в виде челове­ка с головой крокодила

9

Как называли бога мудро­сти, счета и письма?

Богом мудрости, счета и письма был бог Тот

10

Как обычно изображали Тота?

Изображали Тота обычно в виде че­ловека с головой птицы ибиса

11

Что еще относят египтяне к дарам Тота?

Египтяне считали, что бог Тот при­думал месяцы и годы, научил людей вести счет времени. Также к дарам Тота относятся арифметический счет и письмо

12

Как писали египтяне?

Египтяне писали особыми знака­ми — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и озна­чать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египет­ском письме не было

13

Что умели возводить древ­ние египтяне?

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутан-хамона, Хеопса

14

В честь кого строили храмы?

Храмы строили в честь богов

15

А что такое пирамиды?

Пирамиды — это гробницы царей Египта — фараонов

Древняя Греция (с. 10—11)

п/п

Вопрос

Ответ

1

Какой город является сто­лицей Древней Греции?

Столица древней Греции — Афины

2

Что является сердцем Афин?

Сердцем Афин является Акрополь

3

Что такое Акрополь?

Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и распо­ложенный на нем неповторимый ар­хитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех кон­цов города и со стороны моря

4

Что происходило на Акро­поле?

На Акрополе происходили главные события праздника

5

Назовите самый знамени­тый храм Акрополя.

Самый знаменитый храм Акропо­ля — это Парфенон

6

Какая скульптура находи­лась в центре Парфенона?

В центре Парфенона стояла мра­морная статуя богини Афины зна­менитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м

Древний Рим (с. 12—13)

п/п

Вопрос

Ответ

1

Назовите дату основания Рима.

Датой основания Рима считает­ся 753 г. до н. э.

2

Назовите древние построй­ки в Риме, которые сохра­нились до наших дней.

Римский форум — центр обще­ственной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Панте­он — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиатор­ских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей

3

Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла?

Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при из­вержении вулкана Везувий

V. Первичное закрепление

(Один учащийся из группы выходит и рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп (см. дополнительный ма­териал к уроку).)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задания 1, 2 на с. 5. (Работа в парах. Коллективная проверка.)

— Сделайте подписи к фотографиям, выполняя задание 5 на с. 6. (Парфенон — главный храм в древних Афинах (Греция). Пантеон — храм всех богов в Риме. Древнеегипетский храм. Колизей амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима.)

2. Творческое задание

— Придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран.

(Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изо­бразили на визитной карточке.)

3. Викторина

1. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.)

2. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

3. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра — бог солнца, Себек — бог воды, Тот бог мудрости, счета и письма.)

4. Кто такой фараон? (Фараон царь Египта.)

5. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.)

6. Назовите столицу Греции. (Афины.)

7. Столицей какого государства является город Рим? (Рим — столица Италии.)

8. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Ак­рополь — сердце Афин.)

9. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)

10. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конто­ры, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50тыс. зрителей.)

11. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «По­чему мир древности может быть близким?» (Многие строе­ния и знания древности дошли до наших дней.)

— Достигли мы цели урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учеб­ника.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

— Что помогло?

— Что помешало?

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, резуль­тативно или мешал работе группы?

Домашнее задание Прочитать текст на с. 8—14 учебника.Выполнить задания 3, 4 на с. 6 рабочей тетр