Мир древности: далекий и близкий
Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, дополнительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Игра «Угадай»
Раз — читаем летопись,
Два — идем в музей,
Узнаем о первобытном времени
И станем мы мудрей.
(Одни ученики демонстрируют картинки с изображением занятия первобытных людей, другие называют это занятие. Затем меняются ролями.)
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.
(Взаимопроверка.)
— Как подписали данные предметы в задании 3? {Экспонат, историческая ценность и т. д.)
— Почему именно так расставили цифры в задании 4?
— Какие интересные предметы видели в краеведческом музее? , (Рассказы детей.)
III. Самоопределение к деятельности Кроссворд
— Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведет нас дорога истории дальше.
1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.) 2. Люди научились ... глиняную посуду. (Изготовлять.) 3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.) 4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.) 5. Освещение первобытных художников в пещере. (Факел.) 6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.) (Ключевое слово в выделенных клетках: Египет.) Речь сегодня пойдет о мире древности: о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир древности: далекий и близкий».)
— Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности может быть близким 7)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
IV. Открытие нового знания Работа в группах
— Нам сегодня надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию. Как будем работать? (В группах.)
(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе государство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)
— Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы/затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.
(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы.)
Карточки для работы
Древний Египет (с. 8-9)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Когда появилось Египетское царство? | Примерно 5000 лет назад |
2 | Где возникло Египетское царство? | На берегах реки Нил |
3 | По мнению египтян, кто управлял миром? | По мнению египтян, миром управляли боги |
4 | На кого были похожи боги египтян? | Боги египтян были похожи на животных |
5 | Как называли бога солнца? | Бог солнца Ра |
6 | Как изображали бога солнца Ра? | Бога солнца Ра изображали человеком с головой птицы |
7 | Как называли бога воды? | Бог воды и разлива Нила Себек |
8 | Каким представлялся Се-бек? | Себек представлялся в виде человека с головой крокодила |
9 | Как называли бога мудрости, счета и письма? | Богом мудрости, счета и письма был бог Тот |
10 | Как обычно изображали Тота? | Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса |
11 | Что еще относят египтяне к дарам Тота? | Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счет времени. Также к дарам Тота относятся арифметический счет и письмо |
12 | Как писали египтяне? | Египтяне писали особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было |
13 | Что умели возводить древние египтяне? | Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутан-хамона, Хеопса |
14 | В честь кого строили храмы? | Храмы строили в честь богов |
15 | А что такое пирамиды? | Пирамиды — это гробницы царей Египта — фараонов |
Древняя Греция (с. 10—11)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Какой город является столицей Древней Греции? | Столица древней Греции — Афины |
2 | Что является сердцем Афин? | Сердцем Афин является Акрополь |
3 | Что такое Акрополь? | Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря |
4 | Что происходило на Акрополе? | На Акрополе происходили главные события праздника |
5 | Назовите самый знаменитый храм Акрополя. | Самый знаменитый храм Акрополя — это Парфенон |
6 | Какая скульптура находилась в центре Парфенона? | В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м |
Древний Рим (с. 12—13)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Назовите дату основания Рима. | Датой основания Рима считается 753 г. до н. э. |
2 | Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. | Римский форум — центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей |
3 | Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла? | Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий |
V. Первичное закрепление
(Один учащийся из группы выходит и рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп (см. дополнительный материал к уроку).)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задания 1, 2 на с. 5. (Работа в парах. Коллективная проверка.)
— Сделайте подписи к фотографиям, выполняя задание 5 на с. 6. (Парфенон — главный храм в древних Афинах (Греция). Пантеон — храм всех богов в Риме. Древнеегипетский храм. Колизей — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима.)
2. Творческое задание
— Придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран.
(Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.)
3. Викторина
1. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.)
2. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)
3. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра — бог солнца, Себек — бог воды, Тот — бог мудрости, счета и письма.)
4. Кто такой фараон? (Фараон — царь Египта.)
5. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.)
6. Назовите столицу Греции. (Афины.)
7. Столицей какого государства является город Рим? (Рим — столица Италии.)
8. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь — сердце Афин.)
9. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)
10. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум — был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50тыс. зрителей.)
11. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)
4. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «Почему мир древности может быть близким?» (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)
— Достигли мы цели урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учебника.)
IX. Рефлексия
(Оценивание работы группы.)
— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?
— Что помогло?
— Что помешало?
— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?
— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал работе группы?
Домашнее задание Прочитать текст на с. 8—14 учебника.Выполнить задания 3, 4 на с. 6 рабочей тетр