С учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте! Сегодня вас ждут интересные задания и новые открытия. А я – Анна Андреевна, помогу, если возникнут трудности. -Присаживайтесь, пожалуйста. – «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…». Вы помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами. - Какова же тема нашего урока? - Проверим по слайду. (Мы – граждане России) - Какую цель вы поставите? - Проверим по слайду. (Узнать, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России, узнать, что значит быть гражданином) | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Изучение нового материала | – У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется? – Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом. - Мы все являемся гражданами России. - Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права.) - Какие права имеют граждане нашей страны? (Право на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и многие другие) – Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится. Мать с отцом голосовали, Старший брат голосовал, Я один остался дома. – Ты еще, – сказали, – мал. Это все-таки обидно: Все – на выборах, я – нет, Разве скоро соберешь их –Восемнадцать полных лет? | Вот уйду я плавать в море, А когда вернусь назад, Будут славным капитаном Все гордиться, даже брат! И однажды, утром рано, Скажут мне отец и мать: – Надевай парадный китель И пойдем голосовать. | | | (В. Лукс.) Ответ на вопрос (Наши родители имеют право голосовать). | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые |
| – Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? (С 18 лет.) – Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.) – Кто является нашим президентом? (Владимир Владимирович Путин.) – А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется премьер-министром.) - Вы будете работать в парах, вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы. - В учебнике на странице 166 прочитайте текст про федеральное собрание и правительство РФ и ответьте на вопросы в парах. 1) Из скольких палат состоит Федеральное собрание? Назовите их. 2) После чего закон вступает в силу? 3) Какие вопросы решает правительство РФ? - Как вступают в силу новые законы? Давайте составим схему. п омогает составлять схему | Отвечают на вопросы. после чтения отвечают на вопросы. составляют на доске схему «Новые законы» | | высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
III. Практическая деятельность | – Послушайте стихотворение и скажите, откуда начинается Россия? Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берет начало, а с тебя! Виктор Боков - Россия начинается со своих граждан. – А что значит быть гражданином? ( Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной.). – Кого выбирают граждане России? ( Президента, депутатов, мэра, губернатора). | Читает заранее подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, |
| – Когда вы получите право быть избранным на государственный пост? ( После 18 лет) – Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.) – Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? (В 2012 году) – Когда вступает в силу новый закон? (Государственная Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу) – Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство РФ.) - А теперь нам нужно отгадать про какое право я буду говорить 1) Мы не просто так играем В трактористов и врачей. Мы не просто так взлетаем Над родной страной своей. | Мы не просто так мечтаем На земле растить сады. Потому, что твердо знаем – Наши сбудутся мечты. | (Право на игры и отдых детей.) 2) Листья желтые летят, День стоит веселый. Провожает детский сад Ребятишек в школу. | Отцвели цветы у нас, Улетают птицы, Вы идете в первый раз, В первый раз учиться. | (Право на образование.) 3) Запели капели, Вернулись грачи. Берем мы гантели, Ракетки, мячи. На старты зовут | Ребят стадионы. Воспитывай волю, Характер крепи. Все мы – спортсмены! Все – чемпионы! | (Право на занятие спортом.) | слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится. | Коллективная. | классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули- |
| 4) Приезжайте, доктор, В Африку скорей | И спасите, доктор, Наших малышей! | (Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран имеют равные права.) 5) Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут! В каждой берлоге и в каждой пещере Злого обжору клянут. Да и какая же мать | Согласится отдать Своего дорогого ребенка – Медвежонка, волчонка, слоненка, – Чтоб ненасытное чучело Бедную крошку замучило! | (Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.) 6) Талантливые дети Надежды подают: Участвуют в концертах – Танцуют и поют. | А детские рисунки На тему «Мир и труд» Печатают в журналах, На выставки берут. | (Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.) 7) У меня растут года, Будет и семнадцать. | Где работать мне тогда, Чем заниматься? | (Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело |
IV. Итоги урока. Рефлексия | – Чувствуете вы себя гражданами России? – Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине? – Какие права вам больше всего нравятся? - Какую цель мы поставили в начале урока? - Достигли ли мы ее? – Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. - У вас на партах лежат карточки, выберите ту, которая подходит. - По сигналу «Сегодня на уроке я …» поднимите карточку. | Отвечают на вопросы учителя, читают вывод в учебнике (с. 166) | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. |
V. Домашнее задание | - Учебник, с. 164–167. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». - Подготовить сообщение. На тему: Какой закон ты предложил бы принять, если бы ты стал депутатом Государственной думы?. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |