СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Мы граждане России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Мы граждане России"»

Тема: «Мы-граждане России»

Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с работой главы государства, федерального собрания; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «окружающий мир»

Планируемые результаты: предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать

С учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед родиной.

























Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

-Здравствуйте! Сегодня вас ждут интересные задания и новые открытия. А я – Анна Андреевна, помогу, если возникнут трудности.

-Присаживайтесь, пожалуйста.


– «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…». Вы помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.

- Какова же тема нашего урока?

- Проверим по слайду. (Мы – граждане России)

- Какую цель вы поставите?

- Проверим по слайду. (Узнать, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России, узнать, что значит быть гражданином)

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для

человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Изучение
нового материала

– У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?

– Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.

- Мы все являемся гражданами России.

- Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права.)

- Какие права имеют граждане нашей страны? (Право на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и многие другие)

– Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.

Мать с отцом голосовали,

Старший брат голосовал,

Я один остался дома.

– Ты еще, – сказали, – мал.

Это все-таки обидно:

Все – на выборах, я – нет,

Разве скоро соберешь их –Восемнадцать полных лет?

Вот уйду я плавать в море,

А когда вернусь назад,

Будут славным капитаном

Все гордиться, даже брат!

И однажды, утром рано,

Скажут мне отец и мать:

– Надевай парадный китель

И пойдем голосовать.



(В. Лукс.)

Ответ на вопрос (Наши родители имеют право голосовать).

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые


– Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? (С 18 лет.)

– Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.)

– Кто является нашим президентом? (Владимир Владимирович Путин.)

– А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется премьер-министром.)

- Вы будете работать в парах, вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы.

- В учебнике на странице 166 прочитайте текст про федеральное собрание и правительство РФ и ответьте на вопросы в парах.

1) Из скольких палат состоит Федеральное собрание? Назовите их.

2) После чего закон вступает в силу?

3) Какие вопросы решает правительство РФ?


- Как вступают в силу новые законы? Давайте составим схему.

п омогает составлять схему

Отвечают
на вопросы.












после чтения отвечают
на вопросы. составляют
на доске схему «Новые законы»


высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

III. Практическая деятельность

– Послушайте стихотворение и скажите, откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Виктор Боков


- Россия начинается со своих граждан.

– А что значит быть гражданином? ( Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной.).

– Кого выбирают граждане России? ( Президента, депутатов, мэра, губернатора).

Читает заранее подготовленный ученик.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение,


– Когда вы получите право быть избранным на государственный пост? ( После 18 лет)

– Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.)

– Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? (В 2012 году)

– Когда вступает в силу новый закон? (Государственная Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу)

– Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство РФ.)

- А теперь нам нужно отгадать про какое право я буду говорить

1) Мы не просто так

играем

В трактористов

и врачей.

Мы не просто так

взлетаем

Над родной страной

своей.

Мы не просто так

мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо

знаем –

Наши сбудутся мечты.

(Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

(Право на образование.)

3) Запели капели,

Вернулись грачи.

Берем мы гантели,

Ракетки, мячи.

На старты зовут

Ребят стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы – спортсмены!

Все – чемпионы!

(Право на занятие спортом.)













слушают стихотворения, отрывки
из литературных произведений и рассказывают,
о каких правах детей
в них говорится.








Коллективная.

классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули-


4) Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех
национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге

и в каждой пещере

Злого обжору клянут.

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка,

слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь.
Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют

в концертах –

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Право на занятия искусством.
Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации























Выполняют
задания























Индивидуальная

руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

IV. Итоги

урока.

Рефлексия

– Чувствуете вы себя гражданами России?

– Какие чувства вы испытываете по отношению
к своей Родине?

– Какие права вам больше всего нравятся?

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы ее?

– Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

- У вас на партах лежат карточки, выберите ту, которая подходит.

- По сигналу «Сегодня на уроке я …» поднимите карточку.

Отвечают
на вопросы учителя, читают вывод
в учебнике

(с. 166)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.


V. Домашнее задание

- Учебник, с. 164–167. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

- Подготовить сообщение. На тему: Какой закон ты предложил бы принять, если бы ты стал депутатом Государственной думы?.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач