Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
городского округа Павловский Посад Московской области_____
142542, Московская область, г.о. Павловский Посад, д.Кузнецы, ул.Новая, д.14;
Телефон:(+849643)74-290; сайт: ppksoch.edumsko.ru; E-mail: moukuz@mail.ru
Открытый урок по окружающему миру
на тему: «Какие бывают животные»
Составитель: Жителева Ульяна Васильевна,
учитель начальных классов
2018
Тема: «Какие бывают животные»
Класс: 2
Цель: расширить представления учащихся о животных.
Задачи:
обобщить знания детей о животных, о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;
закрепить знания детей о признаках животных разных групп;
познакомить с группами : земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;
развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить основные сведения;
воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе..
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная
Время реализации занятия: 45 минут
1. Орг.момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Ульяна Васильевна, и сегодня я проведу с вами урок окружающего мира.
Я хочу вам предложить поприветствовать друг друга по – особенному.
Вы знаете, как здороваются иностранцы? Европейцы при встрече пожимают друг другу руку, эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами, дружелюбные японцы кланяются. Предлагаю вам поздороваться с соседом по парте по-европейски. Молодцы!
Мы не просто так вспомнили жителей разных стран. Я вам открою 1 секрет. 4 октября отмечается всемирный день защиты животных.
И сейчас я вам предлагаю разгадать названия некоторых из них.
2. Введение в тему
РАМУВЕЙ - муравей
КАСОБА- собака
РОВОБЕЙ - воробей
КАРОСО - сорока
АКУЩ - щука
ОКМАР - комар
ДМЕВЕДЬ-медведь
Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
- Хотели бы вы больше узнать о животных?
- Ну что ж, совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока: «Какие бывают животные?». На пути, нам будут встречаться различные задания, которые нам необходимо будет выполнить.
Ну что ж. Пора нам с вами в путь.
3. Работа по теме урока
Закройте глаза! Представьте, вы входите в лес. Лучи солнца проникают сквозь ветки деревьев и падают вам на лицо. Раздается множество звуков природы. На пути встречаются самые разные животные, которые относятся очень дружелюбно по отношению к нам. Вы стараетесь запомнить каждое мгновение, чтобы потом рассказать всем на свете о том, как хорошо гулять в осеннем лесу. (+ музыка)
- Какие животные встретились на вашем пути?
- Вы назвали много животных
- Похожи ли они друг на друга?
- В прошлом году вы познакомились с несколькими группами животных. Давайте их вспомним.
1задание
- На ваших столах лежат конверты, откройте их – в них ваше первое задание.
В конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа – окунь, ёрш, лягушка, карась;
2-я группа – тигр, лиса, змея, волк;
3-я группа – ласточка, дятел, черепаха, синица.
4-я группа – стрекоза, бабочка, крокодил, жук.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, крась – это рыбы и т. д.).
– Что отличает животных каждой группы?
- Насекомые – 6 ног (три пары)
-. Рыбы- тело покрыто чешуей
- Птицы- тело покрыто перьями
- Звери – тело покрыто шерстью, детенышей вскармливают молоком.
Хорошо, молодцы. Справились с заданием.
Физкультминутка
Засиделись мы что-то с вами друзья. Пора продолжить путь. Встаем со своих мест, слушаем меня и повторяем за мной.
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)|
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох - выдох)
И немножечко устали (сели за парту)
Давайте теперь вернемся к тем животным, которые вы указали как лишние. Назовите их.
Как вы думаете, к каким группам относятся они?
Например лягушка где они живут?
Учитель: - Поэтому они составляют особую группу- земноводные,
Это удивительные существа! Они могут жить и в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда – то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря – легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные.
Чем покрыто тело у земноводных? Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, как у всех, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.
Как они передвигаются?
Учитель: - Еще одна группа- это пресмыкающиеся, к ним относятся?
К этой группе животных относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Все они пресмыкаются, то есть ползают. За что и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, но не высиживают их и не выкармливают детенышей. Кожа покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых из них роговые пластинки срослись с костями. Встречаются везде – от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.
-тело покрыто кожей, живут на суше и на воде.
- роговые чешуйки, ползают
Закрепление
Давайте сейчас еще раз вспомним признаки всех животных.
Составление аблицы
Птицы | Тело покрыто перьями |
Рыбы | Тело покрыто чешуей |
Звери | Шерсть и молоком детей вскармливают |
Насекомые | Шесть ног |
Земноводные | На земле и в воде живут, гладкая кожа. |
пресмыкающиеся | Ползают по земле, роговые чешуйки. |
А сейчас давайте попробуем распределить животных на группы. Опираясь на составленную таблицу.
По два на каждую.
Итог урока.
Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в мир животных.
Ребята, а как вы думаете, должен ли человек заботиться о животных?
А как вы можете помочь животным?
А вы знаете, что сейчас многие животные занесены в Красную книгу, так как находятся на грани вымирания.
Я хочу вам подарить эмблему ВСЕМИРНОГО ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ - международной организации, занимающейся охраной природы, и желаю вам стать настоящими защитниками природы
За окном уже осень, и легкий ветерок забросил к вам на парты осенние листочки.
Покажите, какое у вас настроение от нашего урока?
Если прекрасное - поднимите желтый листочек, если немного грустно, поднимите коричневый. Если совсем грустно поднимите красный.
Продолжите фразу:
Я сегодня узнал…
Я сегодня повторил…
Я сегодня научился…
Молодцы, ребята! Урок окончен, спасибо за работу.