СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»



КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА

«Мастера печатных дел»

Выполнила:

студентка 3 «А» группы

______________ Руднева А. А.

Проверил:

учитель начальных классов СОШ №37

________ Леницкая Е.А.

Методист АСПК:

_______ Осипова Л.В.

Астрахань, 2021

Тема урока: Мастера печатных дел

Цель: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси, расширить знания о развитии книгопечатания;

  • Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать, уметь анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, уметь применять накопленные знания;

  • Воспитательная: воспитывать интерес к истории, любовь к Отечеству.

Планируемый результат обучения:

Личностные:

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Предметные:

  • формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне;

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • Высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД:

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им;

  • Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

  • Совершенствование работы в паре.

Познавательные УУД:

  • Умение ориентироваться в своей системе знаний:

  • Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • Добывать новые знания;

  • Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • Осуществлять анализ и синтез;

  • Формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.

Тип урока: Открытие нового знания

ИКТ и средства обучения: Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 4 класс. 2 часть М.: Просвещение – 2013. Окружающий мир.  Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2.  – раздаточный материал,  компьютер, презентация.


















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организация начала урока

Сели тихо, ножки ровно,

Лишних слов не пророня.

Мы сейчас изучим тему,

Глазки смотрят на меня!

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке, а проведу его у вас я – меня зовут Алина Алексеевна.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должны быть: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ученики приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные

Организация рабочего места.

Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.










  1. Проверка домашнего задания.

-Ребята, давайте вспомним, какую тему вы проходили на прошлом уроке?

- Верно, молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Откройте тест на странице 42. Внимательно прочитайте вопросы и выберете один из вариантов ответа. Помните, что правильный вариант может быть только один. Если ни у кого нет вопросов, можете приступать к выполнению задания.

- Закончили работу, отложили карандаш. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- На слайде указаны верные варианты ответов. Возьмите ручку и сверьте правильные ответы со своими. Если задание выполнено правильно, поставьте напротив него «+», если неправильно, то «-».

- Посчитайте количество «+» и напишите внизу после теста. Обменяйтесь тетрадями обратно.

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки в тесте. Теперь, поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки. Поднимите руки те, у кого больше 2х ошибок.

- Хорошо, все опустили руки. Нарисуйте зеленый смайлик те, у кого нет ни одной ошибки. Желтый те, у кого 1-2 ошибки. Красный – больше 2х ошибок.

- Ребята, которые желтый и красный смайлики были невнимательны на предыдущем уроке, поэтому допустили ошибки. Будьте внимательнее и сосредоточеннее, тогда у вас точно всё получится!

- А теперь откройте рабочую тетрадь на странице 26. Я пройду и проверю, как вы выполнили домашнюю работу.

(Учитель проверяют домашнее задание на страницах 26-28)

- Те, кто всё выполнил правильно, нарисуйте в конце темы зеленый смайлик, в кого есть небольшие ошибки – желтый, а кто вообще не выполнил домашнее задание – красный.

-Мы проходили тему «Иван Третий»

Дети самостоятельно выполняют тест.








Обмениваются тетрадями.



Проверяют работу.






Подсчитывают баллы.



Дети поднимают руку.




Оценивают свою деятельность.










Открывают тетрадь.





Оценивают свою деятельность.


Познавательные

Умение воспринимать речь учителя.

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ;

Слушать и понимать речь других;


  1. Целеполагание

-Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что вы видите.

-Молодцы! А для чего раньше они использовались?






- Верно. А что мы можем узнать из наскальных рисунков?


- Правильно. С помощью различных древних источников, таких как наскальные рисунки, глиняные таблички, пергамент и берестяные грамоты, мы можем узнать о том, как жили люди в прошлом, чем они занимались.

- А что сейчас используют люди, чтобы узнать какие-то исторические события, факты о прошлом?

- Правильно, ребята! Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите.

- Ребята, вы уже догадались, какая будет тема нашего урока?



- Давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник на странице 82. Прочитайте тему урока.

-Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?


- Наскальные рисунки, берестяные грамоты, глиняные таблички, пергамент.

- Раньше древние люди так общались между собой. Сначала они рисовали на скалах, чтобы что-то объяснить и показать, а затем с течением времени (во времена Древней Руси) начали писать на берестяных грамотах.

- С помощью них мы можем узнать, как жили люди раньше, чем они занимались.







- Книги, интернет.



- Книги и печатный станок.


-Тема нашего урока «Мастера печатных дел» («Первые русские книги», «Как появились книги в Древней Руси»)

- «Мастера печатных дел»



- Цель нашего урока – узнать, кого называют мастерами печатных дел, как появились книги в Древней Руси, что это были за книги.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Высказывать свои предположения.

Коммуникативные

Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ;

Слушать и понимать речь других;


4.Открытие новых знаний

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами фотография первой берестяной грамоты. Её обнаружили в городе Великий Новгород в 1951 году.

Раньше, когда не существовало множества разнообразных книг, а уж тем более интернета, люди в Древней Руси писали письма и документа на бересте, то есть на коре березы. Отсюда и пошло название – берестяные грамоты.

Настоящие рукописные книги появились намного позже. Создание рукописной книги было тяжёлым трудом. Мастера, писавшие книги, трудились целыми днями и ночами, чтобы написать одну единственную книгу. Изготовление таких книг было не только тяжёлым, но и дорогим занятием. Такие рукописные книги всегда были красиво оформлены.

Например, первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями. Первые печатные книги появились в Москве во время правления Ивана Грозного. Именно он открыл первую типографию в Москве. Типография занимала особое место неподалёку от Кремля, которое позже стали называть печатным двором. Вскоре после этого печатный двор возглавил Иван Фёдоров.

-Ребята, прочитайте название текста на странице 82.

- А вы знаете, кто такой Иван Фёдоров?

- Давайте откроем учебник и узнаем больше о том, кто такой первопечатник Иван Фёдоров. Прочитайте текст на странице 82.

- Ребята, в тексте встретилось слово «типография». А кто знает, что это такое?

- Где открылась первая типография?

- Были ли на тот момент в России мастера, которые умели печатать книги?

- Кто это был?

(На слайдах изображена первая типография, Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец)

- Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он окончил университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, а также знал латынь. 

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол».

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

- Продолжим читать текст на странице 83-84.

- Какая книга была издана первой в типографии Ивана Фёдорова?

- Посмотрите на рисунок на странице 83. Так выглядела первая книга: она заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. Виднеется чёткий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки!

- Что интересного об этой книги вы узнали?

(На слайде изображена книга «Апостол»)

- А как называли мастера, создавшего её?

- Ребята, так кого же можно считать первопечатником?

- Почему его называют первопечатником? Что это значит это слово?





- Ребята, обратите внимание на рисунок на странице 83. Рядом с книгой «Апостол» изображен знак. Что это такое?

- А что такое «издательский знак»?









- Какую ещё книгу напечатал Иван Фёдоров?

- Верно. Букварь был второй книгой, которую напечатал Иван Фёдоров. Букварь был составлен так, чтобы обучение грамоте было лёгким и быстрым. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов.

-Ребята, обратите внимание на фотографию на странице 84. Что на ней изображено?

- Где он расположен?

- Памятник Ивану Фёдорову в Москве поставил известный скульптор Сергей Волнухин и архитектор Иван Машков. О том, как выглядел Иван Федоров, создатели памятника могли только догадываться, так как изображения первопечатника не сохранились. В одной руке мастер держит отпечатанную страницу книги, а другой придерживает наборную доску, в которую вставлялись буквы. Статуя помещена на высокий пьедестал из черного полированного камня, на одной из сторон которого находится печатный знак мастера, отлитый из бронзы, а на другой – его девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

- Ребята, прочитайте название текста на странице 84.

- Как вы думаете, о чём будет этот текст?



- Прочитаем текст на странице 84-85.

- Ребята, для чего людям в Древней Руси нужно было уметь считать, писать и читать?

- Все ли люди это умели?



- Верно. Поэтому, чтобы дети умели читать, писать и считать, родители отвали их учение. Но в те времена на Руси могли учиться только мальчики, а среди женщин представительницы высшей знати.

- А как зарабатывали на жизнь бедняки-грамотеи?

- А что такое «площадные письма»?



- А вот уже к концу ХVII века Московский печатный двор стал издавать учебники, которые использовали при обучении на протяжении многих лет.

- Ребята, скажите, по чьему букварю учили русскую азбуку?

- Василий Бурцов составил букварь точно также, как и когда-то Иван Фёдоров. Дети также учили буквы, а затем начинали читать по слогам, но также Василий Бурцов добавил туда алфавит, поместил тексты для чтения, названия чисел и знаков препинания.

- А кто был составителем Грамматики?

- Милетий Смотрицкий был первым, кто ввел букву «г» и буквы «й», а также установил множество правил по русскому языку.

- Кто из известных людей учился по ней?

- Как называл свои учебники Ломоносов?

- Что было напечатано в конце века?

- Обратите внимание на слайд. Так выглядел первый иллюстрированный букварь Кариона Истомина. На страницах книги ученики видели различные начертания одной и той же буквы. Приводились примеры слов, которые начинались с неё, помещались красочные рисунки.

- Ребята, давайте вспомним, как назывался текст, который мы только что прочитали?

- Так что же такое «Врата учёности»?





- Как вы думаете, почему он их так называл?

Дети слушают учителя.



































- Первопечатник Иван Фёдоров.


- Нет, не знаем.

Дети читают текст.




- Это место, где печатают книги, журналы, газеты.

- В Москве.

- Да, были.


- Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.




Дети слушают учителя.































Дети читают текст.


- Книга «Апостол».


Рассматривают рисунок.







- Эта книга считается первой печатной русской книгой.


- Первопечатником.

- Ивана Фёдорова.


- Первопечатник – человек, который первый напечатал книгу. Так как Иван Фёдоров первый напечатал книгу «Апостол», его называют первопечатником.

- Это издательский знак типографии Ивана Фёдорова.



- Это знак, который оставляют на книгах в типографии. Он обозначает, что данная книга была напечатана именно в этой типографии.

- Букварь.








- Памятник Ивану Фёдорову.



- В Москве.


















- «Врата учёности»


- О том, как учились люди в Древней Руси.

Дети читают текст.

- Чтобы торговать и заниматься ремеслом.


- Нет, в основном только знать и служители церкви.

- Отдавали своих детей в учение.






- Писали «площадные письма».


- Это письма и документы, которые писались за плату.





- По букварю Василия Бурцова.









- Мелетий Смотрицкий.





- Михаил Васильевич Ломоносов.

- «Вратами учёности»

- Букварь Кариона Истомина.









- «Врата учёности».



- «Вратами учёности» Михаил Васильевич Ломоносов называл свои учебники.

- Потому что только благодаря учебникам можно чему-то научиться, узнать что-то новое.

Познавательные

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Слушать и понимать речь других;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

Регулятивные

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;






5.Физкультминутка

-Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнемся.

Повторяйте движения за мной:

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Наклониться вниз, дотронуться до пола)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться)

Он и строен, и высок, (Повороты в сторону)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

-Присаживайте на свои места, продолжаем работу.

Дети встают из-за парт и повторяют движения за учителем.

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные 

Умение слушать;

6. Работа с рабочей тетрадью

-Ребята, а теперь откройте свою рабочую тетрадь на странице 28. Прочитайте задание №1.

-Ребята, скажите, как необходимо выполнить это задание?

-Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать.

-Давайте проверим его.

(На слайде представлено выполненное задание. Учитель по выбору спрашивает учеников.)

-Ребята, прочитайте задание №2. Что нужно сделать в этом задании?




-Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать.

-Давайте проверим это задание. Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте работу.

(На слайде представлено выполненное задание.)

- Если вы всё сделали правильно, поставить рядом знак «+», если неправильно, то «-».

- Обменяйтесь тетрадями обратно.

- Прочитайте задание №3. Что там нужно сделать?


- Верно. Если у вас возникнут затруднения, можете обратиться за помощью к учебнику. Если вы все поняли, то можете приступать.

- В третьем задание есть ещё два вопроса. Как вы думаете, что нужно сделать?

- Правильно. Если вы все поняли, то можете приступать.

- Давайте проверим.

(На слайде представлено выполненное задание.)

Учитель выбирает учеников, кто будет зачитывать правильный ответ.

Дети читают первое задание.



- Закончить предложения


Дети выполняют задание.






Дети читают задание.

- В этом задании необходимо с помощью учебника написать названия учебников, созданных перечисленными авторами.

Дети выполняют упражнение.











- Нужно прочитать вопрос и ответить на него.


Дети выполняют упражнение.




- Ответить на вопросы и записать в тетрадь.

Дети выполняют упражнение.




Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные 

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

Совершенствование работы в паре.

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;

7. Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема нашего сегодняшнего урока?

- Какая была цель нашего урока?




- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

- Верно. Сейчас я буду зачитывать вопрос, написанный на доске. Тот, кто правильно ответит, идёт стирать этот вопрос с доски.

-Ребята, давайте вспомним, какого человека называют первопечатником?


- Кого звали первопечатником на Руси?

-Какую первую книгу он напечатал?

- Ребята, вы узнали, кого же называют мастерами печатных дел?

- Какие известные учебники были выпущены на Руси?



- Молодцы, ребята! Вы ответили правильно на все вопросы. Доска чистая, а значит, вы хорошо запомнили всё, о чём мы сегодня говорили на уроке.

- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-Тема: Мастера печатных дел.



- Цель нашего урока – узнать, кого называют мастерами печатных дел, как появились книги в Древней Руси, что это были за книги.

- Вопросы.


Слушают учителя




-Первопечатником называют человека, который первый напечатал книгу.

- Ивана Фёдорова.

- Книгу «Апостол».

- Тех людей, которые работают в типографии и печатают книги.

- Букварь Василия Бурцова, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, букварь Кариона Истомина.





- Да, достигли.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Слушать и понимать речь других;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Осуществлять анализ и синтез;

8. Рефлексия

-Ребята, возьмите в руку три цветных листочках – зеленый, желтый и красный.

Поднимите зеленый листочек те, кому было интересно на уроке, и вы все поняли. Желтый – если были какие-то затруднения, а красный, если было неинтересно, и вы ничего не поняли.


Дети выполняют задание учителя.


Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Слушать и понимать речь других;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Осуществлять анализ и синтез;

9. Домашнее задание

-Ребята, запишите домашнее задание: Учебник страница 82-85 читать, пересказывать. Ответить на вопросы на странице 86.

-Урок окончен! Спасибо за урок!

Дети записывают домашнее задание

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Осуществлять анализ и синтез;