Проверка домашнего задания. | -Ребята, давайте вспомним, какую тему вы проходили на прошлом уроке? - Верно, молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Откройте тест на странице 42. Внимательно прочитайте вопросы и выберете один из вариантов ответа. Помните, что правильный вариант может быть только один. Если ни у кого нет вопросов, можете приступать к выполнению задания. - Закончили работу, отложили карандаш. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - На слайде указаны верные варианты ответов. Возьмите ручку и сверьте правильные ответы со своими. Если задание выполнено правильно, поставьте напротив него «+», если неправильно, то «-». - Посчитайте количество «+» и напишите внизу после теста. Обменяйтесь тетрадями обратно. - Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки в тесте. Теперь, поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки. Поднимите руки те, у кого больше 2х ошибок. - Хорошо, все опустили руки. Нарисуйте зеленый смайлик те, у кого нет ни одной ошибки. Желтый те, у кого 1-2 ошибки. Красный – больше 2х ошибок. - Ребята, которые желтый и красный смайлики были невнимательны на предыдущем уроке, поэтому допустили ошибки. Будьте внимательнее и сосредоточеннее, тогда у вас точно всё получится! - А теперь откройте рабочую тетрадь на странице 26. Я пройду и проверю, как вы выполнили домашнюю работу. (Учитель проверяют домашнее задание на страницах 26-28) - Те, кто всё выполнил правильно, нарисуйте в конце темы зеленый смайлик, в кого есть небольшие ошибки – желтый, а кто вообще не выполнил домашнее задание – красный. | -Мы проходили тему «Иван Третий» Дети самостоятельно выполняют тест. Обмениваются тетрадями. Проверяют работу. Подсчитывают баллы. Дети поднимают руку. Оценивают свою деятельность. Открывают тетрадь. Оценивают свою деятельность. | Познавательные Умение воспринимать речь учителя. Осуществлять актуализацию жизненного опыта. Умение ориентироваться в своей системе знаний: Отличать новое от уже известного с помощью учителя; Добывать новые знания; Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ; Слушать и понимать речь других; |
Целеполагание | -Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что вы видите. -Молодцы! А для чего раньше они использовались? - Верно. А что мы можем узнать из наскальных рисунков? - Правильно. С помощью различных древних источников, таких как наскальные рисунки, глиняные таблички, пергамент и берестяные грамоты, мы можем узнать о том, как жили люди в прошлом, чем они занимались. - А что сейчас используют люди, чтобы узнать какие-то исторические события, факты о прошлом? - Правильно, ребята! Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите. - Ребята, вы уже догадались, какая будет тема нашего урока? - Давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник на странице 82. Прочитайте тему урока. -Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? | - Наскальные рисунки, берестяные грамоты, глиняные таблички, пергамент. - Раньше древние люди так общались между собой. Сначала они рисовали на скалах, чтобы что-то объяснить и показать, а затем с течением времени (во времена Древней Руси) начали писать на берестяных грамотах. - С помощью них мы можем узнать, как жили люди раньше, чем они занимались. - Книги, интернет. - Книги и печатный станок. -Тема нашего урока «Мастера печатных дел» («Первые русские книги», «Как появились книги в Древней Руси») - «Мастера печатных дел» - Цель нашего урока – узнать, кого называют мастерами печатных дел, как появились книги в Древней Руси, что это были за книги. | Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Высказывать свои предположения. Коммуникативные Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ; Слушать и понимать речь других; |
4.Открытие новых знаний | - Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами фотография первой берестяной грамоты. Её обнаружили в городе Великий Новгород в 1951 году. Раньше, когда не существовало множества разнообразных книг, а уж тем более интернета, люди в Древней Руси писали письма и документа на бересте, то есть на коре березы. Отсюда и пошло название – берестяные грамоты. Настоящие рукописные книги появились намного позже. Создание рукописной книги было тяжёлым трудом. Мастера, писавшие книги, трудились целыми днями и ночами, чтобы написать одну единственную книгу. Изготовление таких книг было не только тяжёлым, но и дорогим занятием. Такие рукописные книги всегда были красиво оформлены. Например, первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями. Первые печатные книги появились в Москве во время правления Ивана Грозного. Именно он открыл первую типографию в Москве. Типография занимала особое место неподалёку от Кремля, которое позже стали называть печатным двором. Вскоре после этого печатный двор возглавил Иван Фёдоров. -Ребята, прочитайте название текста на странице 82. - А вы знаете, кто такой Иван Фёдоров? - Давайте откроем учебник и узнаем больше о том, кто такой первопечатник Иван Фёдоров. Прочитайте текст на странице 82. - Ребята, в тексте встретилось слово «типография». А кто знает, что это такое? - Где открылась первая типография? - Были ли на тот момент в России мастера, которые умели печатать книги? - Кто это был? (На слайдах изображена первая типография, Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец) - Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он окончил университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, а также знал латынь. 10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья. Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол». Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова. Так и появились на Руси первые православные книги и азбука. - Продолжим читать текст на странице 83-84. - Какая книга была издана первой в типографии Ивана Фёдорова? - Посмотрите на рисунок на странице 83. Так выглядела первая книга: она заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. Виднеется чёткий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки! - Что интересного об этой книги вы узнали? (На слайде изображена книга «Апостол») - А как называли мастера, создавшего её? - Ребята, так кого же можно считать первопечатником? - Почему его называют первопечатником? Что это значит это слово? - Ребята, обратите внимание на рисунок на странице 83. Рядом с книгой «Апостол» изображен знак. Что это такое? - А что такое «издательский знак»? - Какую ещё книгу напечатал Иван Фёдоров? - Верно. Букварь был второй книгой, которую напечатал Иван Фёдоров. Букварь был составлен так, чтобы обучение грамоте было лёгким и быстрым. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. -Ребята, обратите внимание на фотографию на странице 84. Что на ней изображено? - Где он расположен? - Памятник Ивану Фёдорову в Москве поставил известный скульптор Сергей Волнухин и архитектор Иван Машков. О том, как выглядел Иван Федоров, создатели памятника могли только догадываться, так как изображения первопечатника не сохранились. В одной руке мастер держит отпечатанную страницу книги, а другой придерживает наборную доску, в которую вставлялись буквы. Статуя помещена на высокий пьедестал из черного полированного камня, на одной из сторон которого находится печатный знак мастера, отлитый из бронзы, а на другой – его девиз: «Ради братии моих и ближних моих». - Ребята, прочитайте название текста на странице 84. - Как вы думаете, о чём будет этот текст? - Прочитаем текст на странице 84-85. - Ребята, для чего людям в Древней Руси нужно было уметь считать, писать и читать? - Все ли люди это умели? - Верно. Поэтому, чтобы дети умели читать, писать и считать, родители отвали их учение. Но в те времена на Руси могли учиться только мальчики, а среди женщин представительницы высшей знати. - А как зарабатывали на жизнь бедняки-грамотеи? - А что такое «площадные письма»? - А вот уже к концу ХVII века Московский печатный двор стал издавать учебники, которые использовали при обучении на протяжении многих лет. - Ребята, скажите, по чьему букварю учили русскую азбуку? - Василий Бурцов составил букварь точно также, как и когда-то Иван Фёдоров. Дети также учили буквы, а затем начинали читать по слогам, но также Василий Бурцов добавил туда алфавит, поместил тексты для чтения, названия чисел и знаков препинания. - А кто был составителем Грамматики? - Милетий Смотрицкий был первым, кто ввел букву «г» и буквы «й», а также установил множество правил по русскому языку. - Кто из известных людей учился по ней? - Как называл свои учебники Ломоносов? - Что было напечатано в конце века? - Обратите внимание на слайд. Так выглядел первый иллюстрированный букварь Кариона Истомина. На страницах книги ученики видели различные начертания одной и той же буквы. Приводились примеры слов, которые начинались с неё, помещались красочные рисунки. - Ребята, давайте вспомним, как назывался текст, который мы только что прочитали? - Так что же такое «Врата учёности»? - Как вы думаете, почему он их так называл? | Дети слушают учителя. - Первопечатник Иван Фёдоров. - Нет, не знаем. Дети читают текст. - Это место, где печатают книги, журналы, газеты. - В Москве. - Да, были. - Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Дети слушают учителя. Дети читают текст. - Книга «Апостол». Рассматривают рисунок. - Эта книга считается первой печатной русской книгой. - Первопечатником. - Ивана Фёдорова. - Первопечатник – человек, который первый напечатал книгу. Так как Иван Фёдоров первый напечатал книгу «Апостол», его называют первопечатником. - Это издательский знак типографии Ивана Фёдорова. - Это знак, который оставляют на книгах в типографии. Он обозначает, что данная книга была напечатана именно в этой типографии. - Букварь. - Памятник Ивану Фёдорову. - В Москве. - «Врата учёности» - О том, как учились люди в Древней Руси. Дети читают текст. - Чтобы торговать и заниматься ремеслом. - Нет, в основном только знать и служители церкви. - Отдавали своих детей в учение. - Писали «площадные письма». - Это письма и документы, которые писались за плату. - По букварю Василия Бурцова. - Мелетий Смотрицкий. - Михаил Васильевич Ломоносов. - «Вратами учёности» - Букварь Кариона Истомина. - «Врата учёности». - «Вратами учёности» Михаил Васильевич Ломоносов называл свои учебники. - Потому что только благодаря учебникам можно чему-то научиться, узнать что-то новое. | Познавательные Осуществлять актуализацию жизненного опыта. Умение ориентироваться в своей системе знаний: Отличать новое от уже известного с помощью учителя; Добывать новые знания; Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; Регулятивные Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; |
6. Работа с рабочей тетрадью | -Ребята, а теперь откройте свою рабочую тетрадь на странице 28. Прочитайте задание №1. -Ребята, скажите, как необходимо выполнить это задание? -Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать. -Давайте проверим его. (На слайде представлено выполненное задание. Учитель по выбору спрашивает учеников.) -Ребята, прочитайте задание №2. Что нужно сделать в этом задании? -Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать. -Давайте проверим это задание. Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. (На слайде представлено выполненное задание.) - Если вы всё сделали правильно, поставить рядом знак «+», если неправильно, то «-». - Обменяйтесь тетрадями обратно. - Прочитайте задание №3. Что там нужно сделать? - Верно. Если у вас возникнут затруднения, можете обратиться за помощью к учебнику. Если вы все поняли, то можете приступать. - В третьем задание есть ещё два вопроса. Как вы думаете, что нужно сделать? - Правильно. Если вы все поняли, то можете приступать. - Давайте проверим. (На слайде представлено выполненное задание.) Учитель выбирает учеников, кто будет зачитывать правильный ответ. | Дети читают первое задание. - Закончить предложения Дети выполняют задание. Дети читают задание. - В этом задании необходимо с помощью учебника написать названия учебников, созданных перечисленными авторами. Дети выполняют упражнение. - Нужно прочитать вопрос и ответить на него. Дети выполняют упражнение. - Ответить на вопросы и записать в тетрадь. Дети выполняют упражнение. Дети отвечают на вопросы. | Регулятивные Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Коммуникативные Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; Совершенствование работы в паре. Познавательные Умение ориентироваться в своей системе знаний: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Осуществлять анализ и синтез; |
7. Подведение итогов. | -Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема нашего сегодняшнего урока? - Какая была цель нашего урока? - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? - Верно. Сейчас я буду зачитывать вопрос, написанный на доске. Тот, кто правильно ответит, идёт стирать этот вопрос с доски. -Ребята, давайте вспомним, какого человека называют первопечатником? - Кого звали первопечатником на Руси? -Какую первую книгу он напечатал? - Ребята, вы узнали, кого же называют мастерами печатных дел? - Какие известные учебники были выпущены на Руси? - Молодцы, ребята! Вы ответили правильно на все вопросы. Доска чистая, а значит, вы хорошо запомнили всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. - Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока? | -Тема: Мастера печатных дел. - Цель нашего урока – узнать, кого называют мастерами печатных дел, как появились книги в Древней Руси, что это были за книги. - Вопросы. Слушают учителя -Первопечатником называют человека, который первый напечатал книгу. - Ивана Фёдорова. - Книгу «Апостол». - Тех людей, которые работают в типографии и печатают книги. - Букварь Василия Бурцова, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, букварь Кариона Истомина. - Да, достигли. | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; Познавательные Умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; |