Тема урока
по окружающему миру
«Нервная система человека»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ КСОШ №1
МЕЛЬНИКОВА Г.А.
Тема урока «Нервная система»
Цель урока: формирование понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснения отличий человека от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга.
Задачи урока:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Способствовать обобщению знаний обучающихся о признаках живой природы, ввести понятия «живые существа» или «живые организмы».
3. Создать условия для первоначального представления об отличие человека от других живых существ, установить признаки сходства и отличия людей друг от друга.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверьте свою готовность к уроку. Один из учеников показывает, что должно лежать на ученическом столе.
II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
Откройте содержание учебника и предположите, на каких страницах учебника мы сегодня будем работать? (Страницы 25 - 27)
Работая в группах, определите тему и цель урока.
(Тема «Нервная система человека»)
III. Актуализация знаний в начале урока
1. Какие шаги следует сделать, для того чтобы достигнуть цели урока?
Давайте составим план урока.
(На доске записан план урока в произвольном порядке, обучающиеся выбирают опорные слова и составляют план урока)
План урока.
1. Органы чувств
2. Нервная система
3. Работа полушарий головного мозга
5. Итог урока.
Что нужно делать, для того чтобы реализовать намеченный план? (Работать с текстом учебника, статьёй в хрестоматии, ТПО)
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
1.Прочтите первое задание в учебнике и вопрос страница 38, на который мы должны ответить.
Назови органы чувств человека. Какие сведения об окружающем мире ты получишь с помощью каждого из них?
Перед вами на партах лежат конверты с заданиями. Прочтите их. Выполните задания, работая в парах.
1 группа заданий. Назовите органы чувств. Какого органа не хватает. Напишите его название.
2 группа заданий. Надпиши названия органов чувств
3 группа заданий. Соедините часть тела с органом чувств.
5 группа заданий. Разгадай кроссворд.
1. Орган осязания.
2. Способность человека чувствовать запахи.
3. Орган обоняния.
4. Орган зрения.
5. Орган вкуса.
6. Орган слуха.
6. группа заданий. Соедини стрелочками.
Вкус глаза
Осязание уши
Зрение кожа
Слух язык
Обоняние нос
Вывод: органы чувств даны человеку для того чтобы познавать окружающий мир.
2. Фронтальная работа
Чтение статьи на стр.38-39 учебника. О каком открытии вы узнали, читая статью учебника?
Вывод: Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Вся информация, которая поступает от органов чувств, преобразуется в нервный импульс, поступает в головной мозг. Здесь происходит анализ, вырабатывается ответная реакция.
Переверните страницу учебника. Откройте ТПО на стр. 20. Выполните задание 39-40. Взаимопроверка.
2. Прочтите на странице 40 первый абзац статьи.
Демонстрация слайда. Два полушария. Доли и …
Динамическая пауза
Чтобы наша работа была плодотворной, немного отдохнём.
V. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Мы с вами уже выяснили, что такое нервная система. Как происходит передача информации от органов чувств к головному и спинному мозгу.
Какой следующий шаг мы должны сделать, чтобы достигнуть цели урока?
1.Организация работы в группах.
Работая в группах со статьёй учебника стр.40, выполните следующие задания:
Группы 1, 3. Обозначьте основные функции головного мозга
Группы 2, 4. Составьте план пересказа данной части статьи для учащихся 1-2 классов.
Группа 5. Найдите в хрестоматии дополнительные сведения о работе головного мозга в статье «Спит ли наш мозг?». . Составьте план пересказа
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
1. Отчет по группам.
Консультанты каждой группы отчитываются о проделанной работе.
1, 3 группы.
Управляет скелетными мышцами.
Отвечает за способность думать.
Контроль за работай внутренних органов.
Контроль и управление защитными функциями.
2 и 4 группы.
Управляет скелетными мышцами.
Отвечает за способность думать.
Контроль за работай внутренних органов.
Контроль и управление защитными функциями.
5 группа
Мозг принимает сигналы от органов чувств.
Мозг и сон.
Тайны сна.
Все ли шаги сделали для достижения цели урока?
Вывод: головной и спинной мозг работают слаженно и руководят работой внутренних органов.
VII. Рефлексия деятельности
Достигли целей поставленных на уроке?
Что делали для достижения поставленной цели?
Что включает в себя нервная система человека?
1 вариант - № 41
2 вариант - № 42
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Оцените работу на уроке своей группы и свою работу.
IX. Домашнее задание
Стр.38 – 40 – У, ТПО часть 2, стр. 21, № 43, 44