СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Предлоги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Предлоги"»

Тема: «Предлоги».

Перспективная цель: сформировать представления у обучающихся о частях речи в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о предлогах, как о частях речи, их значений и употребления в процессе смены видов деятельности.

Задачи:

Обучающая – способствовать формированию знаний о правописании предлогов; умения употреблять предлоги в устной и письменной речи; различать предлоги и имена существительные; закрепить и обобщить знания у обучающихся о частях речи.

Развивающая – содействовать развитию учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать каллиграфический навык письма.

Воспитательная – способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные результаты: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: формировать умение работать в группах, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике; отличать новое от уже известного с помощью учителя; освоение умения находить синонимы и антонимы в тексте.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: формировать положительное отношение к урокам; внимательное отношение к красоте окружающему мира, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы: частично- поисковый, наглядный, проблемный.

Литература: учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду у вас вести урок русского языка.

Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал.

Если всё готово, то присаживайтесь.



Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Личностные: положительный настрой на урок.

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

- Открываем тетради, отступаем с прошлой записи две строчки вниз, записываем сегодняшнее число и классная работа.

Минутка чистописания:

- Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания.

- Прописываем букву Нн до конца строки.

На берёзах надулись почки. Они были маленькие.

- Подчеркните главные члены предложения, определите части речи и скажите, какое слово будет лишнее?

- Проговариваем, что обозначает и на какой вопрос каждая часть речи отвечает.






- Какое слово осталось?

- Как вы думаете, что эта за часть речи?

- Правильно! Какую цель поставим на урок?

- Совершенно верно! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной частью речи, которая называется «Предлог» и узнаем:

1. Что такое предлоги.

2. Для чего служат.

3. И с кем дружат.

- Открывают тетради, записывают число и классная работа.






- Прописывают букву Нн. Списывают предложение.

- Подчеркивают главные члены предложений.

Сущ – обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» «что?» -березах, почки.

Гл – обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» - надулись, были.

Прил – обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какие?» - Маленькие.

- Слово «на».

- Предположения детей. Предлог.

Цель урока: узнать, что такое предлог; узнать роль предлога в речи.

Коммуникативные: умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

Личностные: формировать положительное отношение к уроку; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.

    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

- Предлог - это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов.

А какие предлоги знаете вы? 

-Попробуйте поставить к ним вопрос?

-Получается?

- Давайте сделаем вывод.

- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

- Предлог служебная часть речи.

- А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Работа с текстом.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Снежная Королева едет … санях.

Один осколок попал прямо … сердце Кая.

Герда попала … красивый дворец.

-Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

-Как установить связь слов в предложениях?

- Давайте вставим предлоги.

-Установилась ли связь слов в предложениях?

-Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. 

- Обозначьте в предложениях части речи.

-Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

- Теперь давайте проверим, верно ли мыслили. Откроем учебник на странице 109. Прочитаем правило. 


- Слушают учителя.



- Отвечают, какие предлоги знают.







- Пробуют поставить вопрос к предлогам.

- Нет.

- Зачитывают: Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.




- Работают с текстом.





- Не связаны.


- Подставить слова, предлоги.


- Да.

- Предлоги служат для связи слов в предложении.




- Обозначают в предложениях части речи.

- Перед глаголами не бывает предлогов.



- Открывают учебник, читают правило.

Регулятивные: постановка учебных задач и целей урока.

Познавательные: выделение и формулировка цели.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.

    1. Физминутка

- Встанем, отдохнем.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

- Молодцы, присаживайтесь!

Выполняют движения.


    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

- Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма).







- Умнички! Совершенно верно!


- Выполним упражнение 186, на странице 109.

Прочитаем, что нужно сделать?

- Правильно! Но обратите внимание, что предлоги пишем с именами существительными раздельно.






- Давайте проверим, какие предлоги вписали.

- Кто желает зачитать?

- Молодцы!

- Читают алгоритм, вспоминают правило.

1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.

2) Предлоги служат для связи слов в предложении.

3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.


- Приступают к выполнению упражнения 186.

- Читают, что нужно сделать.

- Нужно списать текст, вставляя нужные предлоги.

- Записывают текст, вставляют предлоги.

Дети гуляли по лесу. Весной птицы летят с юга на север, а осенью – с севера на юг. Лебеди летели над морем. Мы читали книгу о животных. Апрель с водой, май с травой.

- Зачитывают.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: самооценка деятельности.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания.

Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.

    1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

- Поработаем самостоятельно.

Задание 1. Таблица.

- Распределите слова на группы и заполните таблицу. В первую группу (строчку) помести

имена существительные. Во вторую – местоимения, а в третью – предлоги.

Имена существ. Местоимения Предлоги

Слон он дом на ты через до парк она за весна я для юла мы

Подсказка: Вспомните определения частей речи.

Задание 2. Спиши, вставь пропущенные предлоги.

Летом мы жили … деревне. … деревней протекала речка. Мы … ребятами часто

ходили купаться. … садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать … пчёлами.

Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй … веранде … пили

чай … мёдом.



- Давайте проверим. У всех так получилось?

- У кого все правильно, молодцы, ставим 5.

- У кого ошибки, давайте разберем.

Самостоятельная работа.



- Распределяют слова на группы.

- Имена существ: слон, дом, парк, весна, юла.

- Местоимения: он, ты, она, я, мы.

- Предлоги: на, через, до, за, для.



- Списывают текст, вставляют предлоги.

Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто

ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.

Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили

чай с мёдом.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности

Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога.





    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Подведём итог урока!

- Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке?

- Скажите, для чего служат предлоги в речи?



- Как пишутся предлоги со словами?


- Перед какой частью речи предлогов не бывает?

- Совершенно верно!

- Оцените свою деятельность.

- Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

- Подводят итоги урока.

- С предлогами.


- Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Предлоги всегда пишутся одинаково.

- Перед глаголами.



- Оценивают свою деятельность.



Регулятивные: способность к волевому усилию, коррекция и оценка знаний.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли.