Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | -Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду у вас вести урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал. Если всё готово, то присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Личностные: положительный настрой на урок. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. |
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | - Открываем тетради, отступаем с прошлой записи две строчки вниз, записываем сегодняшнее число и классная работа. Минутка чистописания: - Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. - Прописываем букву Нн до конца строки. На берёзах надулись почки. Они были маленькие. - Подчеркните главные члены предложения, определите части речи и скажите, какое слово будет лишнее? - Проговариваем, что обозначает и на какой вопрос каждая часть речи отвечает. - Какое слово осталось? - Как вы думаете, что эта за часть речи? - Правильно! Какую цель поставим на урок? - Совершенно верно! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной частью речи, которая называется «Предлог» и узнаем: 1. Что такое предлоги. 2. Для чего служат. 3. И с кем дружат. | - Открывают тетради, записывают число и классная работа. - Прописывают букву Нн. Списывают предложение. - Подчеркивают главные члены предложений. Сущ – обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» «что?» -березах, почки. Гл – обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» - надулись, были. Прил – обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какие?» - Маленькие. - Слово «на». - Предположения детей. Предлог. Цель урока: узнать, что такое предлог; узнать роль предлога в речи. | Коммуникативные: умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено. Личностные: формировать положительное отношение к уроку; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога. |
Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | - Предлог - это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов. А какие предлоги знаете вы? -Попробуйте поставить к ним вопрос? -Получается? - Давайте сделаем вывод. - Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. - Предлог служебная часть речи. - А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание. Работа с текстом. Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Снежная Королева едет … санях. Один осколок попал прямо … сердце Кая. Герда попала … красивый дворец. -Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу? -Как установить связь слов в предложениях? - Давайте вставим предлоги. -Установилась ли связь слов в предложениях? -Какую роль предлоги выполняют в русском языке? - Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. - Обозначьте в предложениях части речи. -Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? - Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. - Теперь давайте проверим, верно ли мыслили. Откроем учебник на странице 109. Прочитаем правило. | - Слушают учителя. - Отвечают, какие предлоги знают. - Пробуют поставить вопрос к предлогам. - Нет. - Зачитывают: Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. - Работают с текстом. - Не связаны. - Подставить слова, предлоги. - Да. - Предлоги служат для связи слов в предложении. - Обозначают в предложениях части речи. - Перед глаголами не бывает предлогов. - Открывают учебник, читают правило. | Регулятивные: постановка учебных задач и целей урока. Познавательные: выделение и формулировка цели. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога. |
| - Встанем, отдохнем. Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. - Молодцы, присаживайтесь! | Выполняют движения. | |
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | - Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма). - Умнички! Совершенно верно! - Выполним упражнение 186, на странице 109. Прочитаем, что нужно сделать? - Правильно! Но обратите внимание, что предлоги пишем с именами существительными раздельно. - Давайте проверим, какие предлоги вписали. - Кто желает зачитать? - Молодцы! | - Читают алгоритм, вспоминают правило. 1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос. 2) Предлоги служат для связи слов в предложении. 3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. - Приступают к выполнению упражнения 186. - Читают, что нужно сделать. - Нужно списать текст, вставляя нужные предлоги. - Записывают текст, вставляют предлоги. Дети гуляли по лесу. Весной птицы летят с юга на север, а осенью – с севера на юг. Лебеди летели над морем. Мы читали книгу о животных. Апрель с водой, май с травой. - Зачитывают. | Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: самооценка деятельности. Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания. Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога. |
Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | - Поработаем самостоятельно. Задание 1. Таблица. - Распределите слова на группы и заполните таблицу. В первую группу (строчку) помести имена существительные. Во вторую – местоимения, а в третью – предлоги. Имена существ. Местоимения Предлоги Слон он дом на ты через до парк она за весна я для юла мы Подсказка: Вспомните определения частей речи. Задание 2. Спиши, вставь пропущенные предлоги. Летом мы жили … деревне. … деревней протекала речка. Мы … ребятами часто ходили купаться. … садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать … пчёлами. Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй … веранде … пили чай … мёдом. - Давайте проверим. У всех так получилось? - У кого все правильно, молодцы, ставим 5. - У кого ошибки, давайте разберем. | Самостоятельная работа. - Распределяют слова на группы. - Имена существ: слон, дом, парк, весна, юла. - Местоимения: он, ты, она, я, мы. - Предлоги: на, через, до, за, для. - Списывают текст, вставляют предлоги. Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами. Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили чай с мёдом. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности Предметные: умение определять предлоги; отличать его от других частей речи; умение осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именем существительным, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога. |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Подведём итог урока! - Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке? - Скажите, для чего служат предлоги в речи? - Как пишутся предлоги со словами? - Перед какой частью речи предлогов не бывает? - Совершенно верно! - Оцените свою деятельность. - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания! | - Подводят итоги урока. - С предлогами. - Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. - Предлоги всегда пишутся одинаково. - Перед глаголами. - Оценивают свою деятельность. | Регулятивные: способность к волевому усилию, коррекция и оценка знаний. Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли. |