
Тема: Изменение имен прилагательных по числам.
Учитель начальных классов Нилогова Лилия Леонидовна
Цели:
Образовательные: формировать умение учащихся определять число имен прилагательных; число прилагательного совпадает с числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, внимания, логического мышления, умению сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: формировать хорошее отношение к труду; формировать навыки коллективного труда, интерес и любовь к родному языку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы:деятельностный,частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Формы организации: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование:
Формируемые УУД.
Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять и формировать цель урока, последовательно планировать свои действия, вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок, прогнозировать, формулировать выводы, способность к самооценке и взаимооценке.
Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы пользуясь своим жизненным опытом, информационный поиск, смысловое чтение, умение пользоваться знаково-символическими средствами, умение устанавливать причинно-следственную связь, выдвижение гипотез и их доказательство.
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.
Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника.
Основные понятия: прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы: учебник В.П.Канакина «Русский язык», 3 класс, четырех летней начальной школы. М.: «Просвещение» 2013 г. Авторская презентация «Изменение имен прилагательных по числам».
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Мотивация к учебной деятельности
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Кто выйдет к доске и составит схему об имени прил-ом и расскажет нам. ПРИЕМ КЛАСТЕР
Какие примеры имен прилагательных вы можете привести?
Составьте с этими прилагательными словосочетания.
Запишите, пожалуйста, 3 примера словосочетаний. (учитель выбирает, кто пойдет к доске).
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать тему нашего урока, надо правильно выполнить тестовую работу.
Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.
Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд
Ученики меняются и проверяют тест соседа. Затем проводится самооценка на листочках
-На какой вопрос теста у вас возникли трудности и вы сомневались в решении своего выбора? (На последний 5 вопрос)
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока.(Число имен прилагательных)Слайд
- Какие же цели урока мы поставим перед собой? (Повторить, что такое прилагательное, узнать, как оно изменяется по числам)
4. Объяснение нового материала (Слайд).
Я предлагаю вам найти прилагательные в словосочетаниях:
Синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.
- Что общего в словосочетаниях? (ПР+СУЩ)
- Найдите лишнее словосочетание? (синие облака)
- Почему оно лишнее? (Сущ стоит во множ числе, и прил тоже)
- Какой вывод можно сделать? (число имени прил зависит от числа имени сущ-го)
5. Первичное усвоение знаний.Наблюдение за изменением имен прил-х по числам.
Я вам буду показывать картинки, а вы записываете словосочетания Пр+сущ.
Воздушный шар - воздушные шары, красивый цветок – красивые цветы, высокое дерево- высокие деревья.
Прочитайте словосочетания, которые вы написали.
Определите число имен прил-х, выделите окончания.
-Меняются ли имена прил-ые по числам? Отчего это зависит?
- А какие окончания имеют имена прил-ые во множ. числе? -ые -ие.
Добавляется КЛАСТЕР (мн.ч.- ые, - ие).слайд
- У кого было все верно, поставьте на оценочный лист !, ?, -
Прочитайте правило в учебнике на стр. 78. Верно ли мы сами вывели правило, как оно звучит. Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
6. Закрепление знаний.
1. Образуй от существительных прилагательные в ед числе в любом роде и множ числе: (на карточках). (Слайд).
Солнце - …солнечный-солнечные
Ночь -ночной -ночные
Холод -холодная –холодные
- Какие орфограммы встречаются в именах сущ-х? (непроизносимая согл, Ь в конце имен сущ-х ж.р., холод-проверяемая безудгл в корне, парная сгл в клнце слова)
- А теперь проверим , что получилосьСлайд, у кого всё верно, ставьте !, ?,-
- А можно ли определить род у имен прил-х во множ числе? (нет. Имена прил-е во множ числе по родам не изменяются)
Физминутка.
• Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (прилагательные зависят от сущ-х)
Работа по учебнику. Упр. 136. Письменно (по рядам по 2 словосоч)
3. Игра «Соединяй –ка». (Слайд ). (парная работа)
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные
4.- Последнее задание упр.137. (письменно по вариантам)в/проверка.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном по схеме.
(КЛАСТЕР на доске).
- А теперь оценим свою работу на уроке.
- А теперь, кто себя комфортно чувствовал на уроке, и ему понравилась своя работа на уроке, подходит к солнышку.
- Кто не очень комфортно чувствовал себя и ему хотелось бы быть лучше, подходит к облачку.
-Кто не доволен своей работой и ему ничего не понравилось на уроке, подходит к туче.
Домашнее задание.