СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Соцветия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений учащихся о соцветиях, их типах  и биологическом значении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Соцветия"»

Урок 26. Соцветия

Цель: формировать представление учащихся о соцветиях, их типах и биологическом значении.

Задачи:

образовательные:

- формировать понятие о соцветии;

- формировать умение определять некоторые типы соцветий на рисунках и натуральных растениях;

- формировать умение работать с рисунками и схемами, читать и анализировать их.

развивающие:

-развивать логическое мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы при выполнении заданий и лабораторной работы;

- развивать речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;

- развивать память при запоминании названий соцветий;

- развивать зрительное восприятие, внимание при работе с иллюстрациями, слайдами, натуральными растениями;

воспитательные:

- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к растениям при проведении релаксации, изучении материала урока;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру при работе с иллюстрациями цветов, при проведении релаксации;

Новые понятия: соцветие, типы соцветий (колос, зонтик, корзинка, головка, кисть, щиток).

Тип урока: комбинированный .

Форма проведения: традиционный урок с использованием технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровых технологий, здоровьесберегающих технологий.

Принципы обучения: контроля, связи обучения с жизнью, краеведения, деятельностного подхода, сознательности и активности, коррекции, коррекционно-речевой направленности, научности, доступности, последовательности, дифференциации, воспитывающего обучения, развития.

Оборудование: таблица «Строение цветка», компьютер, презентация, схемы и описания соцветий.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

- Итак, какой орган растения изучаем?

- Давайте вспомним строение цветка.

1. Индивидуальные ответы учащихся.

Двое учащихся описывают строение цветов по моделям цветов.

2. Рассказ учащегося с опорой на таблицу.

Один из учащихся у доски по таблице "Строение цветка" рассказывает о строении цветка.

III. Сообщение темы и цели постановка проблемы

- Перед вами два растения (вывешиваются иллюстрации тюльпана и ландыша). Скажите, как они называются?

- Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).

- Как вы думаете, почему у одних растений цветки одиночные, а у других собраны в группы? (Учащиеся высказывают предположения).

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).

- Сегодня на уроке вы узнаете, как называются цветы у ландыша и других подобных растений.

- Тема урока «Соцветия». Запишите в тетрадь дату, тему.

- В ходе урока мы ответим на проблемные вопросы

1. Что называется соцветием?

2. Какое значение имеют соцветия?

3. Какие бывают типы соцветий?

IV. Изучение нового материала

  1. Беседа

- Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?

Вывод: цветки собраны в группы в определенном порядке.

- Как вы думаете, что же называется соцветием?

- Где мы можем найти определение нового слова? (в учебнике, в словаре).

  1. Работа с учебником. Словарная работа.

- Прочитайте определение.

- Давайте запишем новое для вас слово в тетрадь

Соцветие – это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

  1. Рассказ

- На первый вопрос мы ответили. А сейчас послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на второй вопрос.

- Какое значение имеют соцветия?

Рассказ. Растения, у которых цветки расположены поодиночке, встречаются редко. Гораздо чаще мы находим целые скопления, группы цветков – от нескольких штук до нескольких тысяч. В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки. Маленькие цветы почти не колышутся от ветра, а соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию пыльцы.

- Итак, какое значение имеют соцветия?

  1. Беседа, объяснение с показом слайдов, иллюстраций, схем.

- Посмотрите на эти растения (показ на экране соцветий растений). Назовите знакомые вам растения.

- У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).

- Итак, у каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые долго сравнивали все соцветия и выделили несколько групп. Давайте их рассмотрим.

- Внимательно посмотрите и послушайте и постарайтесь запомнить их названия.

- Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).

А) Кисть: отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках. Такие соцветия у черемухи, ландыша (показ на слайдах).

Б) Колос: цветки расположены друг за другом на общей оси, без цветоножек, сидячие. Такие соцветия у подорожника, пшеницы (показ на слайдах).

В) Зонтик: цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси. Такие соцветия у вишни, укропа (показ на слайдах).

Г) Корзинка: мелкие сидячие цветки расположены на расширенном, уплощенном ложе соцветия, имеют общую обертку. Такие соцветия у одуванчика, ромашка (показ на слайдах).

Д) Головка: мелкие, сидячие цветки на круглой оси соцветия. Такие соцветия у клевера, чеснока (показ на слайдах).

Е) Щиток: цветки расположены поочередно один за другим на общей оси, но на одном горизонтальном уровне. Такие соцветия у боярышника, тысячелистника (показ на слайдах).

Вывод. Итак, какие типы соцветий запомнили? (ответы детей).

V. Закрепление изученного материала.

- Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал.

1. Фронтальная работа

- Какие же типы соцветий у этих растений, определите?
2. Игра «Третий лишний»

А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?

1. Пшеница, черемуха, ландыш.

2. Пшеница, рожь, черемуха

3. Клевер, морковь, укроп.

4. Морковь, подсолнечник, астра.

VI. Итог урока

- Что понравилось, запомнилось на уроке?

- Давайте ответим на вопросы урока.

- Что называется соцветием?

- Какое значение имеют соцветия?

- Какие бывают типы соцветий?

VII. Домашнее задание

VIII. Оценивание.

IX. Рефлексия

- Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти цветы тянутся к свету, так и вы стремитесь к знаниям.

- Урок мне хочется закончить этим стихотворением.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

3