СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?"»

Урок окружающего мира

(по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»)

1 класс.

Раздел: «Почему и зачем?»

1 урок в разделе.

Тема: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: иллюстративный (демонстрация слайдов), сигнальные знаки (да-нет) беседа, дидактические игры.

Ожидаемые результаты: знать, что звёзды- огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли; уметь осознавать, что Солнце - ближайшая к Земле звезда;

Межпредметные связи на уроке: Технология: «Работа с пластилином», математика «Сравнение предметов по различным признакам»

Цели:

Формировать представление о звездах и Солнце.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

определять мотивы учебной деятельности

принимать и осваивать социальную роль обучающегося

понимать целостную картину мира

Метапредметные:

понимать учебную задачу урока, стремиться её понимать и оценивать свои достижения на уроке;

моделировать форму и сравнительные размеры некоторых звёзд,

умение провести рефлексию своих действий.

Предметные:

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд;

наблюдать картину звездного неба, находить созвездие льва

Коммуникативные:

Развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Познавательные:

Развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблем

Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011, часть 2; , мультимедийный проектор, презентация к уроку, разрезная мозаика, сигнальные карточки, цветок из бумаги для игры «Ромашка», вырезанные из бумаги звёзды, «Шляпа знатока».



Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?». Давайте поиграем в игру «Да-нет». (Если ответ «Да» покажите зелёную карточку, если «Нет» - то красную).

  1. В неделе 7 дней. +

  2. Страус - Пти­ца, которая живет в теплых странах и умеет летать. -

  3. Динозавры - животные, которые вымерли недавно. -

  4. Лето - время года, которое наступает после осени. -

  5. Деловая одежда нужна для того, что бы носить её дома. -

  6. Шкуры - В нее одевались первобытные люди. +

  7. Июль - Первый месяц весны. -

  8. Рыба - излюбленная пища белых медведей. +

  9. Мороз бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да сто­ять не велит». +

  10. Слон – мелкое животное - житель жарких стран. -

  11. Среда - Третий день недели. +

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам тему урока.

  1. Актуализация знаний.

А теперь отгадайте загадки и проверим правы вы или нет.

1 слайд (клик)

Оно свет на землю льёт

И тепло нам всем даёт.  ( Солнце)

1 слайд (клик)

Рассыпались по овчинке

Золотые песчинки,

А когда рассвело-

Их как ветром смело» (Звезды)

Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (о солнце и звездах.) Какая тема урока? А цель?

4) Первичное усвоение новых знаний.

К нам на урок пришёл один герой мультфильма. Я думаю, многие с ним знакомы. (Слайд 2. На доску вывешивается картинка кота) Посмотрите на картинку, кто его узнал? Правильно! Это кот кубокот! Это очень умный кот и он много знает об окружающем нас мире. И сегодня он вместе с нами проведёт урок!

(Слайд 3) Прочитайте вопрос: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?». А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце и другие звезды далеко от нас? 

Вывод учителя. Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле. Какое значение имеет солнце для всего живого?

Кто-то может ответить на этот вопрос? «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Проверим, верно ли ваше мнение в ходе нашего урока.

Давайте вспомним, что вы знаете о солнце:

Игра «Ромашка».

  • Какой формы солнце?

  • На что похоже? С чем сравнивают солнышко?

  • Можно ли прожить без солнца?

  •  А можем мы долететь до солнца? (Расскажет нам кубокот, (слайд 4))

  • Знаете ли вы, что такое звёзды и созвездия? (расскажет кубокот, слайд 5))

- Солнце не просто светит днём, а оно – то и создаёт нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день.

(Слайд 6) Солнце – это звезда, просто она очень большая и светит ярче, чем другие звёзды.

(Слайд 7) 1    Солнце - огромный пылающий газовый шар. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км.

    2  Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека. Ведь это самый главный источник света и тепла.

Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

 5) Физкультминутка (По презентации, слайд 8)

6) Первичная проверка понимания.

Работа в группах
Почему светят звёзды?

Организуется работа с проблемными вопросами. Каждой группе задается свой вопрос.

- Попробуйте ответить на вопросы, обсудив свои предположения с соседом, и выберите правильный ответ. Отвечает один. (Вопросы написаны на карточках и розданы на парты заранее.) У вас на парте лежат белые листочки. Переверните и прочитайте вопрос.

1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете? (Разный цвет звёзд.) (Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.)

2. Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд? (Ближе к Земле.)

3. Что представляет из себя звезда? (огненный шар)

4.Почему звёзды нам кажутся маленькими точками? (Находятся от нас на очень большом расстоянии) (Слайд 9)

- Обобщите всё выше узнанное и ответьте на вопрос:

Когда Солнце заходит, начинается ночь. Ночью становятся видны звёзды.

7) Первичное закрепление.

Что мы знаем о звёздах?

  • Это раскаленные шары.

  • Почему они нам кажутся маленькими?

  • Сравним звёзды по размеру и цвету. 

 - Белые и голубые звезды- очень горячие. Они горячее Солнца.

 -  Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце.

 - Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

(Слайд 10)  - По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

А как называют людей,  которые изучают звезды?

(Слайд 11) - Людей,   которые изучают звезды называют Астрономы. Раньше их называли звездочёты. А с помощью чего изучают звезды? Они изучают звезды с помощью телескопа.

 - Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них люди объединяли отдельные группы в созвездия и самым ярким звездам дали имена. Названия каких звёзд и созвездий вы знаете?

 - Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша                                                                                                         

Не пьют, не едят.

(Слайд 12)                                                                                                      

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

Давайте попробуем сделать макет звёзд из созвездия льва. (один ученик выкладывает макет созвездия у доски, остальные дети делают зарисовку в рабочей тетради).

- Ну, как, пополнили ваши знания?

Заканчиваем наше путешествие. Но, проверим ваши знания…

Игра «Умный и ловкий»

Кому я кину мяч, тот ответит на мой вопрос.

1.     Солнце – это самая большая звезда? Нет

2.     Звёзды – это пылающие шары? Да

3.     Солнце – ближайшая к Земле звезда? Да

4.     По размерам Солнце меньше Земли? Нет

5.     Звёзды отличаются друг от друга по размеру, по цвету. Да

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Кто считает, что сегодня запомнил больше всего информации? Кто желает быть сегодня знатоком и сообщить другим, что он запомнил?

(На голову ребёнку надевается шляпа знатока и учение делает обобщение полученных знаний, рассказывает о том, что он запомнил из урока.)

В своём ответе можно использовать такие слова:

Я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

Мне было трудно …