Открытый урок русского языка
в 5 классе.
Тема: «Род имени существительного».
Учитель русского языка
и литературы
Жарова С.В.
Цели:
образовательная: совершенствовать у каждого учащегося умение определять род имён существительных; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
развивающая: развивать логическое мышление, речь, интеллектуальную культуру пятиклассников;
воспитательная: умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
УУД:
предметные: научиться определять род имени существительного, согласовывать имя существительное с прилагательными и глаголами в форме прошедшего времени;
регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа имени существительного;
коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки работы по алгоритму выполнения задания.
Тип урока: повторение изученного в начальной школе о роде имени существительного.
Оборудование к уроку: учебник, мультимедийная система, презентация, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна. Я учитель русского языка и литературы гимназии №4. Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я.
II. Сообщение темы урока.
Начну с одной истории.
1.Однажды один английский школьник решил написать письмо своему русскому другу, и чтобы его порадовать успехами в освоении русского языка, написал свое послание на русском языке. Давайте посмотрим на фрагмент этого письма. Слайд 2
В этом году холодное и снежное зима. Река замерзло. В воздухе порхает красивое и изящное снежинка.
-Что удивило? Что вызывает улыбку? (неправильное окончание у прилагательных и глаголов)
- Почему английский школьник неправильно написал окончание у прилагательных и глаголов? (неправильное определение рода сущ.)
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке, какова тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока «Род имен существительных». Слайд 3
- Запишите в своих тетрадях число и тему урока.
Запись: Двадцать шестое февраля. (на доске). Тема написана на слайде.
III. Формулирование цели урока.
- Ребята, как вы думаете, зачем сущ. нужен род? (чтобы определить склонение у сущ. и правильно писать падежные окончания, окончания у прилагательных, глаголов)
- Но нельзя строго судить английского школьника. Почему, как вы думаете?
В английском языке нет категории рода.
И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других языках. А в русском языке мы должны знать и правильно определять род имени существительного.
- Какие цели поставим на сегодняшнем уроке?
Сегодня вам предстоит вспомнить, что вы знаете о роде имени существительного, как определить род существительного, научиться исправлять ошибки в согласовании существительных, прилагательных, глаголов.
IV. Работа по теме урока.
фронтальная беседа:
В русском языке, как вы знаете, есть 3 рода имён существительных: м, ж, с.
-Передо мной сидят мальчики и девочки. Какого рода сущ. «мал» и «дев»?
-Назовите сущ. с.р.
- Как вы определили род существительных? (подставили к существительному местоимения-помощники.)
Чтобы не ошибиться в определении рода имени существительного, запомните стихотворение: Слайд 4 – читаем вместе
Женский род - запомню я.
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской,
И опять скажу: «Он мой».
Средний род: «Оно моё».
Это правило моё!
- Изменяются ли существительные по родам? (Нет.)
Значит, род существительных - постоянный или непостоянный признак? (Постоянный.)
V. Первичное закрепление.
- Существительные в словосочетаниях и предложениях согласуются с именами прилагательными и глаголами. Неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в написании окончаний этих частей речи. Постараемся этого не допустить при выполнении упр. 500.
1. Выполнение упр. 500 (устно) Слайд 5
- Докажите, почему такое окончание у прил.?
- Как определили окончание у прилагательных? (по роду сущ.)
-- Какой вывод можно сделать о правописание окончаний прилагательных?
(чтобы правильно написать окончание прил., нужно определить род сущ.)
2. Игра «Паровозик». Слайд 6
Дети по очереди называют друг другу существительные, определяя род. Например: машина (ж. р.) – арбуз (м. р.) – зонт (м. р.) и т. д.
3. Выполнение упр. 501 Слайд 7
- Вспомните, какой суффикс указывает на прошедшее время? (-л-)
- Докажите, почему такое окончание у глагола?
- Как определили окончание глагола? (по роду сущ.)
- Какой вывод можно сделать о правописание окончаний глаголов прошедшего времени? (чтобы правильно написать окончание гл., нужно определить род сущ.)
Ребята, помните, что глаголы только в прош. времени изменяются по родам!
4. Выполнение упр. 502
- Почему в задании нам предложили определить р, п.,ч. у прилагательных. Ведь мы изучаем имя существительное? (р, п.,ч. у прилагательных определяется по существительному, от которого оно зависит).
VI. Физминутка (игровая). Слайд 8
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно ж.р.– приседают девочки, если м. р. – мальчики, если с. р. – приседаете вместе.
Береза, небо, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, повидло, карусель, тюль.
- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )
Род таких существительных нужно запомнить или обращаться к словарям.
Слова, которые нужно запомнить. Прочитаем их.Слайд 9
- Запомните, что мозоль (ж.р.), тюль, шампунь, м. р., карусель (ж.р.)
VII. Придумайте словосочетания «прил. + сущ.». Слайд 10
А работать мы будем по вариантам. Первая группа это первый вариант, вторая – второй вариант.
1вариант – с сущ. мозоль (ж.р.), тюль (м.р.)
2 вариант – шампунь (м.р.), карусель (ж.р.)
Включите воображение, чтобы ярко описать предмет.
Дети читают словосочетания.
Например, больная мозоль, воздушный тюль, мыльный душистый шампунь, забавная карусель.
(А теперь составьте предложения с этими словами.
Прочитайте)
Комментарий: если возникают сомнения при определении рода у имён существительных, следует обращаться к словарю.
VIII. Домашнее задание. Слайд 11
Параграф 94. Упражнение 504, 505. Комментирую.
- Желаю вам успехов в выполнении домашней работы!
IX. Самостоятельная работа на карточках. Слайд 12,13, (с ответами)
А сейчас пришло время самостоятельной работы. Пока я буду раздавать карточки, прочитайте текст на слайде про себя.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитать предложения.
2. Определить существительное, от которого зависят окончания прилагательных и глаголов в прошедшем времени.
3. Определить род имён существительных.
4. Вписать пропущенные окончания .
5. Прокомментировать свой выбор.
Погода три дня стоял.. тих.. , тепл.. . На улицах ни клочка стар.. снега. Последн.. капель
радовал.. слух. На дворе сух.. дорожка. Около крыльца между камнями зеленел.. молод..
трава. Какое-то нов.. для меня чувство проникал.. в душу.
X. Это интересно! ( если будет время)
Ребята, а есть существительные общего рода. Вы мне их сами сейчас назовёте.
Представление слов общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)
В доме - грязь, черна рубаха,
А зовут его…. неряха
Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку…
И кричат мальчишке дети:
«Эх и …ты, Петя!» жадина
Круглый год у нас потери:
Календарь на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь … это-я!
растяпа
Существительные общего рода приобретают род только в контексте, но об этом разговор в следующий раз.
XI. Итог урока. (фронтальная беседа).
- А наш урок подошел к концу, пора подводить итог:
* Что вы знаете о роде имени существительного?
* Как определить род существительного?
* Зачем нужно изучать род?
XII. Выставление оценок.
- Ребята, пришла пора оценок.
Встаньте, пожалуйста, кто сегодня работал у доски, отвечал на вопросы.
XIV. Рефлексия. Слайд 14
«Оцени себя на уроке»
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
9