Игра
«Счастливый случай»
Учитель географии
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
Сардарова М.А.
Игру можно проводить в одном классе на уроке обобщающего повторения (как по отдельному материалу, так и по группам) и на географическом вечере для нескольких классов. Игра удобна тем, что в зависимости от времени, которым мы располагаем, можно без ущерба менять количество туров (геймов). От телевикторины игра отличается тем, что в ней максимально используется время, болельщики не только выслушивают ответы, но и сами принимают участие в игре. В команде знатоков 4 – 6 игроков, в команде болельщиков – производное количество.
Два-три члена жюри фиксируют количество заработных очков и следят за временем.
Перед началом игры команды располагаются по разные стороны классной комнаты. Напротив них – болельщики параллельных классов. То есть, напротив команды класса А – болельщики класса Б. Это для того, чтобы не было подсказок со стороны болельщиков.
У ведущего имеется два закрытых пакета (красный и синий) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий: кому достанутся вопросы из синего конверта, кому – из красного.
1 ГЕЙМ. Каждая команда получает 6 вопросов. На их обдумывание отводится 15 с. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.
Вопросы команде класса А:
Какую область земли называют Антарктикой? (Северный полюс)
Кто впервые обогнул южную оконечность Африки? (Васко де Гама)
Как называется пересыхающие русла рек в Австралии? (крики)
Как называется ветер в пустыне? (самум)
Какое самое распространенное ископаемое в Андах? (медь)
Назовите пустыни Африки (Сахара, Калахари, Намиб)
Вопросы команде класса В:
Назовите английского ученого, посвятившего свою жизнь изучению Африки? (Д. Ливингстон)
На каком материке нет землетрясений? (в Антарктиде)
Как называют пересыхающие русла рек в Африке? (крики)
Как называют ураганы разрушительной силы в Америке? (торнадо)
Какая страна в Африке самая богатая полезными ископаемыми? (ЮАР)
Назовите низменности Южной Америки (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская)
2 ГЕЙМ. Каждый правильный ответ оценивается 2 очками. В то время, когда команда знатоков обдумывает в течение минуты свой ответ, команде болельщиков ведущий задает вопрос. В течение 15 с команды должны ответить на него. За правильный ответ одно очко засчитывается в общий командный итог. На обдумывание ответа – 1 минута.
Вопросы команде класса А:
Команда получает пакетик с зернами кофе. Задание: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, область культивирования, технологию приготовления (Родина кофе – Африка, сейчас в основном культивируется в Южной Америке и т.д.
Опишите, что представляет собой оазис в Сахаре?
Это растение достопримечательность государства и часто изображается на его марках. Расскажите об этом растении (Вальвичия)
Вопросы команде класса В:
Команда получает пакетик с порошком какао. Задание такое же, что и для команды класса А (родина какао- Южная Америка, сейчас культивируется в обоих полушариях). Учащиеся рассказывают, как выглядит плод какао (или зарисовывают его, как готовят из него порошок).
Опишите оазис в Антарктиде.
Представьте, что вы находитесь у водопада Анхель. Сможете ли увидеть его весь? (нет, так как высота водопада очень большая, полностью его увидеть нельзя. Мы ведь находимся у водопада, а не над ним).
Это растение чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова «корона», «победа». Расскажите о нем (Виктория)
Вопросы болельщикам класса А:
Назовите самый высокий водопад в мире (Анхель, 1054 м)
Кто такие мулаты? (потомки от брака евреев и негров)
Что такое атолл? (коралловый остров)
Какое животное изображено на гербе Австралии? (кенгуру)
Вопросы болельщикам класса В:
На каком материке находится самый высокий водопад мира? (Южная Америка)
Где жили викинги? (в Скандинавии)
Какая река самая большая в мире? (Амазонка)
Где находится государство Ливия? (в Африке)
3 ГЕЙМ. Каждому игроку команды ведущий задает вопрос. Если все 6 человек команды отвечают правильно, то команда получает еще одно дополнительное очко (6 + 1 = 7). На обдумывание ответа дается 15 с.
Вопросы команде класса А:
Где находится долина смерти? (в Северной Америке)
Что такое сельва? (экваториальные леса в Южной Америке)
Назовите материк, который был открыт последним? (Антарктида)
Какой ученый первым стал изучать жизнь папуасов? (Миклухо-Маклай)
Кто открыл Антарктиду? (Беллинсгаузен и Лазарев)
Капитану команды: что такое эпиориты? (растения, живущие на других растениях, но не паразитирующие)
Вопросы команде класса В:
Где находится мертвое море? (на Аравийском полуострове)
Назовите самый северный штат США (Аляска)
Какое государство занимает целый материк? (Австралия)
Как называется оружие аборигенов Австралии? (бумеранг)
Кто первым совершил путешествие вокруг света? (Ф. Магеллан)
Капитану команды: какие почвы называются ферралитовыми? (почвы, содержащие железо. В условиях жаркого климата железо ржавеет и придает почве красный цвет)
4 ГЕЙМ «Видеовопросы». В течение 15 с команды рассматривают предлагаемые им картинки, называют, что на них изображено. Например, каньон реки Колорадо, Большой барьерный риф, термиты в саванне, плантации тростника, сбор чая, посадка риса и др.)
Можно использовать портреты путешественников, фрагменты контурных карт. Пока команды отвечают на «видеовопросы», болельщики придумывают по пять вопросов команде противников.
5 ГЕЙМ. Ответы знатоков на вопросы болельщиков. Как обычно, на обдумывание дается 15 с.
6 ГЕЙМ. В течение 2 минут командам надо ответить на как можно большее число вопросов. Вопросы следует подбирать так, чтобы были краткие ответы.
Вопросы команде класса А:
Кто первым достиг Южного полюса? (Амундсен)
Как переводится название Гренландия? (зеленая страна)
Назовите самое большое государство Южной Америки (Бразилия)
Какому государству принадлежат Гавайские острова? (США)
Что такое гевея? (дерево)
Назовите самое большое озеро в мире (Танганьика)
Назовите пролив между Южной Америкой и Антарктидой (Дрейка)
Назовите озеро, расположенное в центре Сахары (Чад)
Где водится рыба пиранья? (в реке Амазонке)
Какой канал отделяет Северную Америку от Южной? (Панамский)
Какой самый теплый океан? (Индийский)
Назовите крупный остров у берегов Африки (Мадагаскар)
Вопросы команде класса В:
Какому государству принадлежит остров Гренландия? (Дании)
Что такое кебрачо? (дерево)
Какой водопад самый высокий в мире? (Анхель)
Назовите пролив между Африкой и Европой (Гибралтарский)
Назовите самое большое озеро Австралии (Эйр)
Что получают из гевеи? (каучук)
На какой реке находится водопад Виктория? (река Замбези)
Кто впервые совершил кругосветное путешествие? (Ф.Магеллан)
Что означает слово «кенгуру»? (не понимаю)
Назовите остров, расположенный у южных берегов Австралии (Тасмания)
Какая могучая река бежит через пустыню? (Нил)
Назовите невысокие горы в Северной Америке (Аппалачи)
В конце игры ведущий подводит итог.
Эта игра удобна тем, что не требует большой подготовки, никакого оборудования, необязательно включать все геймы. Некоторые фрагменты можно использовать на уроках. Если в конце урока остается 2 – 3 минуты свободного времени, можно устроить мини-турнир между звеньями, рядами, группами.