СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Вперёд к звёздам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звёздное небо всегда привлекает к себе на только астрономов, но и тех кто любит понаблюдать за небесными телами. Стоит только взглянуть в ночное небо, как перед вами открывается удивительный и загадочный мир.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Вперёд к звёздам"»

Конспект занятия «Вперёд к звездам»

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями и фактами о звездах, дать понятие "созвездие".

Задачи:

- познакомить учащихся с основными характеристиками звезд;

- объяснить, как звезды светят и почему они разного цвета;

- рассказать о созвездиях и их значении;

- формировать умение работать в команде и уважать мнение других;

- воспитывать любознательность и стремление к новым открытиям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Представьте, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо. Сколько звёзд! Какие они яркие! Кажется, будто сказочный волшебник разбросал по тёмно-синим небесам пригоршни сверкающих алмазов.

Звездочки ясные,

Звёздочки частые

В небе высоком горят.

Словно поют они песни прекрасные –

С нами они говорят!

Небо огромное,

Небо бездонное,

Звёзд как песчинок, не счесть.

Всё же, поверьте,

Звезда путеводная

В жизни у каждого есть!

Звёзд в небе очень, очень много. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звёзд, а с помощью телескопа – почти два миллиарда!

Звездное небо – великая книга Природы. Сегодня на занятии мы попробуем научиться её читать. Мы будем искать ответы на вопросы:

- Сколько звезд на небе?

- Кто придумал названия созвездиям?

-Что такое Зодиак?

II. Основная часть.

Вселенная… Какое красивое, величественное слово. Что оно означает?

(Так называют весь мир, который включает в себя Землю, Солнце, звезды и всё пространство между ними).

Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них, самая близкая к нам - Солнце. А почему днём мы не видим другие звезды? (Ответы детей).

Днём Солнце "перекрывает" своим ярким светом более слабый свет других.

далёких звезд, и мы их не видим. Кажется, что нет ничего, кроме Земли с её обитателями, голубого неба и яркого солнышка.

Но вечером, когда наше дневное светило исчезает за линией горизонта, небо становится совсем другим. Звёзды так далеки от нас, что кажутся песчинками по сравнению с Солнцем. Но как их много! Всё небо усыпано крошечными светлячками, далёкими солнцами. Сколько же их? Нельзя ли их сосчитать?

Звёзды различают по возрасту: молодые и старые; по светимости: яркие и тусклые; по размеру: гиганты, сверхгиганты и карлики; по видимости: видимые и невидимые; по температуре: горячие и холодные, по цвету: желтые, красные, голубые, белые. Цвета зависят от температуры поверхности звезды.

Учащийся.

Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, рассматривая и наблюдая звезды, так и называли – звездочёты. Позже их стали называть астрономы ("астр" значит звезда). А наука, которая изучает звёзды – астрономия. С помощью современных телескопов (приборов для наблюдения за звездами) ученые пришли к выводу: "Звёзд на небе 200 миллионов. Примерно".

С древних времен люди наблюдали за звездами на небе и заметили, что в их расположении есть определенный порядок, сохраняющийся постоянно. фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов. животных. Так появились созвездия – участки звездного неба, где звезды объединены в разнообразные фигуры. Всего на небе 88 созвездий.

На рисунках и картах для удобства звезды соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на небе нет таких линий. Их нужно проводить мысленно от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру.

У каждого созвездия есть свое название. Многие названия были даны астрономами, которые жили очень давно в Древней Греции. Древние треки думали, что богов – множество. Самый главный из них – Зевс, властелин мира, он поддерживает порядок во Вселенной. Истории о жизни и деяниях богов назвали "мифы" (сказания, предания). Именно из древнегреческих мифов мы узнаем, почему то или иное созвездие так назвали. Названия созвездий – это имена героев мифов.

Очертание этого созвездия, похожего на ковш, вам должно быть знакомо. (Ответы детей).

Да, древние астрономы назвали это созвездие Большая Медведица. Учащаяся.

В давние - давние времена жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть.

Он навсегда поселил Каллисто-медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.

Педагог. Если провести взгляд от стенки ковша Большой Медведицы вверх, найдём Полярную звезду. Это звезда – компас, по которой ориентируются все путешественники: она указывает направление на север. Полярная звезда – это одна из звёзд другого созвездия, тоже похожего на ковш, только меньшего размера.

Да, это созвездие Малой Медведицы, в которую была превращена любимая собака красавицы Каллисто. Так Зевс позаботился о том, чтобы его возлюбленной не было скучно на небе.

Вот на этой карте-схеме мы можем видеть те созвездия, которые видны на небе в любое время года.

Давайте попробуем найти известные нам созвездия. (Дети выходят к карте-схеме и показывают Б. Медведицу, Полярную звезду, М. Медведицу).

Если мысленную линию, с помощью которой мы нашли Полярную звезду, провести дальше, она укажет нам на созвездие Кассиопея. Его главные звезды образуют фигуру, похожую на букву "М". Но только эта буква как будто растянута за "ножки". Созвездие названо по имени царицы Кассиопеи, которая, согласно легенде, когда-то правила в одной из южных стран.

Между Кассиопеей и малой Медведицей находится созвездие Цефей. Пожалуй, оно похоже на покосившийся домик. Это созвездие названо по имени легендарного царя Цефея – мужа Кассиопеи.

А неподалеку можно увидеть созвездие Дракон. Тело чудовища изогнулось между Малой и Большой Медведицами. Эти три созвездия связаны между собой красивой легендой, которую вы можете прочитать в древнегреческих мифах.

Физминутка.

Выше к звездам!

Выше к звездам!

Сядем в ракету и улетим!

Мимо Сатурна,

Мимо Урана

Быстро промчимся

И приземлимся!

В основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное" и "круг". Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных". И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца. Поэтому разные народы связывали Зодиак с образом "небесной дороги".

Путешествие по Зодиаку принято начинать с созвездия Овна.

Викторина

  1. Что такое звезда? (Ответы детей можно записать и обсудить после викторины.)

  2. Как называются яркие точки на небе, которые мы видим ночью? (Звёзды.)

  3. Почему звёзды кажутся маленькими, хотя на самом деле они огромные? (Потому что они находятся очень далеко от нас.)

  4. Как называется самая яркая звезда на небе? (Солнце.)

  5. Почему мы видим звёзды только ночью? (Потому что днём свет Солнца мешает нам их увидеть.)

  6. Какие ещё небесные тела, кроме звёзд, мы можем увидеть на небе? (Луну, планеты, кометы.)

  7. Что такое созвездие? (Группа звёзд, которые кажутся нам расположенными близко друг к другу.)

  8. Как называется самое известное созвездие? (Большая Медведица.)

  9. Как называется явление, когда с неба падают «звёзды»? (Метеорный дождь.)

  10. Почему звёзды светятся? (Потому что они очень горячие.)

  11. Какие цвета мы можем увидеть на небе ночью? (Разные: белый, жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, голубой.)

  12. Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце.)

III. Итог занятия.

Сегодня мы убедились, что в природе столько нераскрытого, непознанного. Познание – это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живём.

3