СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект музыкального занятия «Осеннее настроение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура современного музыкального занятия немыслима без интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности. Такие занятия способствуют формированию целостных представлений об окружающем мире, помогают раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, развитию творческого потенциала, основанного на самовыражении, на сотрудничестве и сотворчестве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкального занятия «Осеннее настроение»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 26











Конспект музыкального занятия

«Осеннее настроение»

Область: «Художественно-эстетическое развитие»












Составил:

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Харитонова Лариса Николаевна















Проект


Автор проекта: Харитонова Л. Н.

Возраст детей: подготовительная группа

Вид проекта: творческий, деятельный.

Продолжительность: 30 минут.

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель

Актуальность проекта: Структура современного музыкального занятия немыслима без интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности. Такие занятия способствуют формированию целостных представлений об окружающем мире, помогают раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, развитию творческого потенциала, основанного на самовыражении, на сотрудничестве и сотворчестве.


Тип занятия: интегрированное

Цель: Формирование целостного представления об осени через восприятие музыкальных и художественных образов

Задачи:

1. Образовательная:

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

- закреплять знания детей о средствах музыкальной выразительности в музыке (лад)

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

2. Развивающая:

- развивать певческие навыки; формировать навыки художественного исполнения различных образов

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) .

3. Воспитательная:

- развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка

- воспитывать умение общаться через песню и танец

Методы и приёмы: наглядный (иллюстративный), словесный (беседы, вопросы, создание проблемных ситуаций), практический (игровой, творческий, погружение в музыку).

Предполагаемые виды деятельности:

  1. музыкальная

  2. коммуникативная

  3. познавательно-исследовательская

  4. изобразительная

  5. двигательная

  6. восприятие художественной литературы

Интегративные средства: художественное слово, наглядность (иллюстрации, портреты композиторов, видеофильм, оформление зала), проблемные ситуации, свободное общение детей со взрослыми и сверстниками


Предварительная работа:

  1. прослушивание музыки П. И. Чайковского

  2. разучивание осенних песен

  3. разучивание фонопедических упражнений, речевых игр, динамических упражнений

  4. показ движений для танца с листочками

Дидактический сервис:

  1. Заготовки для творчества детей (разноцветные пакеты, ножницы)

  2. Листочки для дыхательных упражнений

  3. Картины с изображением осенних пейзажей (на носителе)

  4. Пособие для музыкально-дидактической игры «Солнышко и тучка»

  5. Телевизор

  6. Портрет композитора П. И. Чайковского

Музыкальный материал

1. «Осенняя песнь. Октябрь.» П. И. Чайковского,

2. Музыкальное двигательное упражнение «По дорожке мы шагаем» слова и музыка М. Картушиной

3. «Сладкая греза» (отрывок) П. И. Чайковского,

4. Песня «Листопад» слова Е. Авдиенко, музыка Т. Попатенко; «Журавушка» слова А. Вольского, музыка Е. Зарицкой; «Колючий дождик» музыка и слова А. Евтодьевой

5. Распевка «Листопад»



Литература:

1. О.Н. Арсеневская, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, из. «Учитель», 2011.

2. Технология интегрированного занятия в ДОУ. С. Д. Сажина

3. «Музыкальный руководитель» №2, 2011, «Беседы о музыки со старшими дошкольниками»

4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н.А.Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.

  1. Вокально-хоровая работа в детском саду М. И. Картушиной


План занятия


Время

Формы работы с детьми

Задачи

Вводная часть

3 минуты

Введение в тему – вопросы к детям; коммуникативная игра «По дорожке мы шагаем»

Создать эмоциональный настрой, формировать интерес к занятию

Основная часть

25 минут


3 минуты

Слушание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песнь» с просмотром картин природы, чтение стихотворения об осени


Закреплять умение внимательно слушать музыку, обогащать музыкальный опыт, учить высказываться о характере музыки; усиливать эмоциональное впечатление чтением стихов и просмотром картин об осени


1 мин.

Речевая игра со звучащими жестами «Листопад» О. Н. Арсеневской


Развивать ритмические способности, умение соотносить слова с жестами, умение слышать изменение динамики (громко – тихо)

2 мин.

Дыхательное упражнение «Ветерок» под музыку Чайковского «Сладкая греза» (отрывок)

Развивать дыхание, учить брать короткий вдох и длительный выдох

1 мин.


Фонопедическое упражнение «Осень» В. Емельянова

Укреплять голосовой аппарат ребенка, формировать гласные, слушать унисон


2 мин.

М/д игра «Солнышко и тучка»

Развивать музыкальную грамотность, закреплять понятие мажорного и минорного лада в музыке

7 мин.

Исполнение песен об осени (по выбору и желанию детей)

Узнавать знакомые песни. Закреплять умение петь после вступления всем дружно. Исполнять самостоятельно разнохарактерные песни, передавая разное настроение в музыке.

2 мин.

Беседа о приметах осени

Формировать умение высказываться, отвечать полным ответом

3 мин.

Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Т. Э. Тютюнниковой


Развивать творчество и фантазию в игре на музыкальных инструментах, выбирать для передачи образа соответствующие инструменты

4 мин.

Изготовление осенних листочков из бросового материала

Развивать вкус, воображение, умение вырезать из различного материала контур листика

Заключительная часть

2 минуты

Подведение итога занятия

Формировать умение высказываться о своих впечатлениях



Ход занятия

Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал.

Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята».

Муз. р.: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес. Осень самое красивое время года! Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для осенней картины?

ОТВЕТЫ (красные, желтые, оранжевые, бурые, синие и т.д.)

Муз. р.: Какие разные краски у осени! А вы знаете, что осень может быть разной и по настроению. С одной стороны она скучная, тоскливая и грустная, а с другой – яркая, золотая, сверкающая, завораживающая своей красотой. Вы хотели бы познакомиться с такой разной осенью? Тогда в путь! А поможет нам музыка!

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Музыка и слова М. Картушиной

Дети идут хороводным шагом и выполняют движения по тексту

1. По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце! Здравствуй, речка!

Здравствуй, белая овечка!

Здравствуй, козлик! Здравствуй, кот, тот, что моет лапкой рот!

2. По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.

Здравствуй, белка! Здравствуй, стриж!

Здравствуй, заинька-малыш!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад всех видеть я!

Муз.р.: Давайте присядем, отдохнем, полюбуемся осенними зарисовками и послушаем музыку.

Активное слушание.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песнь», одновременно демонстрируются осенние пейзажи.

Муз.р.: Вы узнали это произведение. Кто композитор? Сегодня оно звучало необычно, его исполнял ни один инструмент, а много. А когда звучит несколько инструментов, это называется…

Дети: Оркестр.

Муз. р.: Какое настроение передала нам музыка?

Дети: Грустное, печальное, тоскливое…

Муз. р.: Такое же настроение можно передать в стихах. А вы знаете стихотворение об осени?

Стихотворение об осени

Муз. р.: В музыке П. Чайковского, как и в стихотворении, осень грустная и тоскливая… А что радостного есть в осени?

Ответы: (красивые листья, приносит урожай и т. д.)

Муз. р.: Давайте не будем грустить и прочитаем все вместе веселое стихотворение, будем читать громко и тихо.


Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»

Громко: Осень! Осень! Листопад! – ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. – щелчки пальцами.

Тихо: Листья рыжие шуршат – трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! – качают руками.

Громко: Дождь, дождь, дождь с утра – хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора. – легкие прыжки на месте.

Тихо: Дождик, нас не поливай, – грозят пальцем.
Лучше капельки считай. – стучат пальчиком левой руки по ладошке правой руки.


Муз. р.: На нашей осенней полянке стоит какое-то дерево. Кто узнал, что это за дерево?

Дети: клен.

Муз. р.: Давайте поиграем с его листочкам. Превратимся в ветерок и будем долго дуть, чтобы листочки начали танцевать.

Дыхательное упражнение «Ветерок» под музыку Чайковского «Сладкая греза» (отрывок)

Дети дуют на листики, которые держат за ниточку и заставляют их «танцевать», выполняя длинные и короткие выдохи.

Муз. р. Все деревья разбудила осень в лесу, они ожили и запели.

Фонопедическое упражнение «Осень»

Идет осень по лесу, шуршит листвой.

Дети произносят «шур…шур…» и скользят ладонями друг о друга

Прикоснется осень рукой к березке,

пожелтеют листья и запоют свою песенку.

Делают crescendo и diminuendo на звук «А», развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина

Прикоснется к рябинке,

Покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.

Делают crescendo и diminuendo на звук «О»

Заденет осинку,

Красные листья запоют.

Делают crescendo и diminuendo на звук «Э»

Взмахнет руками Осень,

Запоет ветер.

Делают crescendo и diminuendo на звук «У»

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.

Полетят на землю разноцветным дождем.

Произносят «п…п…», постепенно опуская руки



Муз. р. Посмотрите, ребята, какая красивая корзинка, а сколько разноцветных листочков ней лежит… Но они необычные: на них что-то написано… В них Осень спрятала свои загадки. Попробуете их отгадать?

Игровой момент «Осенняя корзинка»

Дети по желанию достают листочки из корзинки, на которых написано задание и выполняют его.

1. На желтом листочке написано: «Какое средство музыкальной выразительности используется для передачи настроения в музыке?»

ОТВЕТЫ (лад, мажор и минор)

Проводится музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка» на определение мажорного и минорного лада

Музыкальный руководитель пропевает попевку: «Листопад, листопад, листья по ветру летят» по звукам трезвучия сверху вниз в мажоре и в миноре, дети поднимают соответствующие карточки.

2. На зеленом листочке: «Назовите приметы осени».

3. На красном листочке: «Узнай песню по картинке». На экране появляются осенние картины с изображением перелета птиц – соответственно дети по желанию исполняют «Журавли». Изображение осеннего листопада – песня Т. Попатенко «Листопад». Изображение «Осеннего дождика» - песня «Колючий дождик»

4. На оранжевом листочке – изображение музыкального инструмента (треугольник)

Муз. р: У нас еще листочек есть (оранжевый). Появляется изображение музыкальных инструментов. Осень хочет, чтобы мы превратились в музыкантов. Ребята, хотите помузицировать? Когда на улице непогода, можно рассказывать добрые музыкальные сказки. Сейчас будет звучать музыка, а вы постарайтесь передать звуки осени с помощью разных инструментов.

Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»

Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.

Тихо бродит по дорожке  Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит,  Маракасы.
Где дождинкой зазвенит.  Колокольчик.
Раздается громкий стук:  Деревянные палочки, кубики.
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –  Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел,  «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает,  Тремоло бубнов..
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон!  Металлофоны.
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет –  Все инструменты.
Осень яркая идет!


Муз. р. Посмотрите, ребята, какой необычный листочек остался на дне корзинки! Из чего же он сделан? А вы хотите смастерить такие листики? Тогда приступайте. Детям предлагаются заготовки-прямоугольники из разноцветных пакетов, они выбирают цвет и вырезают листочки под музыку.

Муз. р. Ребята, какая осень вам больше всего запомнилась на сегодняшнем занятии - печальная или радостная? (Дети делятся своими впечатлениями). Вы сегодня справились со всеми заданиями и сделали такие красивые листочки! Я предлагаю вам отправиться в группу и придумать танец со своим листочком. До свидания.