СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД "Древо семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

МБДОУ ЦРР Д/С № 29 «Стриж» Г. Смоленск

 

 

 

 

Конспект по рисованию в образовательной области «Художественное творчество» по правовому воспитанию в старшей группе на тему:

«Право на семью»

 

 

 

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

 

2013 г

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени  родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям;
  • формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
  • воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью;
  • развитие взаимопонимания;
  • установление связи между поколениями;
  • расширение представлений детей о жизни семьи.

Материалы: альбомные листы формата А-3, графические карандаши, восковые мелки, гуашь, кисточки, стаканы с водой, салфетки; аудио-запись с детскими песнями о семье, диапозитивы с изображением разных генологических древ.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание стихов про семью.

Ход образовательной деятельности:

1 часть

 Вводная беседа

 «Без прав на свете жить не сможем,

Всегда и везде нам право поможет,

Как хорошо, что есть права,

Они великой силой обладают»

- Сегодня мы поговорим о праве на семью и для этого собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

«Семья» - словечко странное,

Хотя не иностранное.

- как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А просто надо сосчитать:

Две бабушки,

Два дедушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!  (М.Шварц)

-Так как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Игра «Кого как называют»

Мальчик для папы и мамы кто? (сын)

Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Девочка для папы и мамы? (дочь)

Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Папа для дедушки и бабушки? (сын)

Мама для дедушки и бабушки? (дочь)

Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

(Ответы детей).

Кроме права каждого ребенка на семью, у него есть и обязанности. Какие обязанности вы знаете?  (Ответы детей)

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Составление генеалогического древа

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и предков, на их заботу. Родители заботятся о ребенке, а ребенок обязан уважительно относится к ним, проявляет уважение.

 Каждый ребенок имеет право жить в благополучной семье. Хорошо, когда его окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаешь ли ты имена своих родственников? (ответы детей). Попробуй сегодня вместе с мамой (папой, бабушкой или дедушкой) составить генеалогическое дерево.

- Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Родословную можно представить в виде дерева. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает. Еще более глубинный и поэтический образ, характерный для русского фольклора, встречаем у А.Н. Афанасьева — древо жизни, корни которого находятся на небе, а ветви на земле. Не правда ли, очень похоже на родословную?..

Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии.

2 часть

Демонстрация разновидностей оформления родословной с помощью ИКТ

 - А теперь вы будете изображать своё семейное дерево. Ребята, ваша семья как  дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

  •  

«Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре!

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу я пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Вот и вся моя семья!

3 часть

Практическая

 В сопровождении музыки с песнями о семье выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. (В процессе его выполнения участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей.)

4 часть

Анализ

Просмотр полученных рисунков родословных древ.

 - Посмотрите, какие красивые родословные деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

 Всё ли получилось в работе, если нет, то почему?

 В заключении предлагается родителям детей выбирать понравившуюся пословицу и зачитать ее детям.

Пословицы

Не нужен клад, когда в семье лад.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

В семье любовь, так и нужды нет.

Дети не в тягость, а в радость.

Перспектива

Оформить в групповом помещении выставку генеалогических древ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Древо семьи"»



МБДОУ ЦРР Д/С № 29 «Стриж» Г. Смоленск









Конспект по рисованию в образовательной области «Художественное творчество» по правовому воспитанию в старшей группе на тему:

«Право на семью»







Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Светлана Владимировна













2013 г

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям;

  • формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

  • воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью;

  • развитие взаимопонимания;

  • установление связи между поколениями;

  • расширение представлений детей о жизни семьи.

Материалы: альбомные листы формата А-3, графические карандаши, восковые мелки, гуашь, кисточки, стаканы с водой, салфетки; аудио-запись с детскими песнями о семье, диапозитивы с изображением разных генологических древ.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание стихов про семью.

Ход образовательной деятельности:

1 часть

Вводная беседа

«Без прав на свете жить не сможем,

Всегда и везде нам право поможет,

Как хорошо, что есть права,

Они великой силой обладают»

- Сегодня мы поговорим о праве на семью и для этого собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

«Семья» - словечко странное,

Хотя не иностранное.

- как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А просто надо сосчитать:

Две бабушки,

Два дедушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»! (М.Шварц)

-Так как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Игра «Кого как называют»

Мальчик для папы и мамы кто? (сын)

Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Девочка для папы и мамы? (дочь)

Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Папа для дедушки и бабушки? (сын)

Мама для дедушки и бабушки? (дочь)

Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

(Ответы детей).

Кроме права каждого ребенка на семью, у него есть и обязанности. Какие обязанности вы знаете? (Ответы детей)

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Составление генеалогического древа

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и предков, на их заботу. Родители заботятся о ребенке, а ребенок обязан уважительно относится к ним, проявляет уважение.

Каждый ребенок имеет право жить в благополучной семье. Хорошо, когда его окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаешь ли ты имена своих родственников? (ответы детей). Попробуй сегодня вместе с мамой (папой, бабушкой или дедушкой) составить генеалогическое дерево.

- Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Родословную можно представить в виде дерева. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает. Еще более глубинный и поэтический образ, характерный для русского фольклора, встречаем у А.Н. Афанасьева — древо жизни, корни которого находятся на небе, а ветви на земле. Не правда ли, очень похоже на родословную?..

Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии.

2 часть

Демонстрация разновидностей оформления родословной с помощью ИКТ

- А теперь вы будете изображать своё семейное дерево. Ребята, ваша семья как дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Физкультминутка

«Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре!

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу я пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Вот и вся моя семья!

3 часть

Практическая

В сопровождении музыки с песнями о семье выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. (В процессе его выполнения участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей.)

4 часть

Анализ

Просмотр полученных рисунков родословных древ.

- Посмотрите, какие красивые родословные деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Всё ли получилось в работе, если нет, то почему?

В заключении предлагается родителям детей выбирать понравившуюся пословицу и зачитать ее детям.

Пословицы

Не нужен клад, когда в семье лад.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

В семье любовь, так и нужды нет.

Дети не в тягость, а в радость.

Перспектива

Оформить в групповом помещении выставку генеалогических древ.