МБДОУ ЦРР Д/С № 29 «Стриж» Г. Смоленск
Конспект по рисованию в образовательной области «Художественное творчество» по правовому воспитанию в старшей группе на тему:
«Право на семью»
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Светлана Владимировна
2013 г
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям;
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью;
- развитие взаимопонимания;
- установление связи между поколениями;
- расширение представлений детей о жизни семьи.
Материалы: альбомные листы формата А-3, графические карандаши, восковые мелки, гуашь, кисточки, стаканы с водой, салфетки; аудио-запись с детскими песнями о семье, диапозитивы с изображением разных генологических древ.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание стихов про семью.
Ход образовательной деятельности:
1 часть
Вводная беседа
«Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают»
- Сегодня мы поговорим о праве на семью и для этого собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
«Семья» - словечко странное,
Хотя не иностранное.
- как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А просто надо сосчитать:
Две бабушки,
Два дедушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! (М.Шварц)
-Так как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Игра «Кого как называют»
Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Девочка для папы и мамы? (дочь)
Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Папа для дедушки и бабушки? (сын)
Мама для дедушки и бабушки? (дочь)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
(Ответы детей).
Кроме права каждого ребенка на семью, у него есть и обязанности. Какие обязанности вы знаете? (Ответы детей)
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Составление генеалогического древа
Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и предков, на их заботу. Родители заботятся о ребенке, а ребенок обязан уважительно относится к ним, проявляет уважение.
Каждый ребенок имеет право жить в благополучной семье. Хорошо, когда его окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаешь ли ты имена своих родственников? (ответы детей). Попробуй сегодня вместе с мамой (папой, бабушкой или дедушкой) составить генеалогическое дерево.
- Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Родословную можно представить в виде дерева. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает. Еще более глубинный и поэтический образ, характерный для русского фольклора, встречаем у А.Н. Афанасьева — древо жизни, корни которого находятся на небе, а ветви на земле. Не правда ли, очень похоже на родословную?..
Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии.
2 часть
Демонстрация разновидностей оформления родословной с помощью ИКТ
- А теперь вы будете изображать своё семейное дерево. Ребята, ваша семья как дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
«Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре!
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу я пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Вот и вся моя семья!
3 часть
Практическая
В сопровождении музыки с песнями о семье выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. (В процессе его выполнения участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей.)
4 часть
Анализ
Просмотр полученных рисунков родословных древ.
- Посмотрите, какие красивые родословные деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Всё ли получилось в работе, если нет, то почему?
В заключении предлагается родителям детей выбирать понравившуюся пословицу и зачитать ее детям.
Пословицы
Не нужен клад, когда в семье лад.
Дружная семья и землю превращает в золото.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
В семье любовь, так и нужды нет.
Дети не в тягость, а в радость.
Перспектива
Оформить в групповом помещении выставку генеалогических древ.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Древо семьи"»
МБДОУ ЦРР Д/С № 29 «Стриж» Г. Смоленск
Конспект по рисованию в образовательной области «Художественное творчество» по правовому воспитанию в старшей группе на тему:
«Право на семью»
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Светлана Владимировна
2013 г
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям;
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью;
развитие взаимопонимания;
установление связи между поколениями;
расширение представлений детей о жизни семьи.
Материалы: альбомные листы формата А-3, графические карандаши, восковые мелки, гуашь, кисточки, стаканы с водой, салфетки; аудио-запись с детскими песнями о семье, диапозитивы с изображением разных генологических древ.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание стихов про семью.
Ход образовательной деятельности:
1 часть
Вводная беседа
«Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают»
- Сегодня мы поговорим о праве на семью и для этого собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
«Семья» - словечко странное,
Хотя не иностранное.
- как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А просто надо сосчитать:
Две бабушки,
Два дедушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! (М.Шварц)
-Так как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Игра «Кого как называют»
Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Девочка для папы и мамы? (дочь)
Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Папа для дедушки и бабушки? (сын)
Мама для дедушки и бабушки? (дочь)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
(Ответы детей).
Кроме права каждого ребенка на семью, у него есть и обязанности. Какие обязанности вы знаете? (Ответы детей)
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Составление генеалогического древа
Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и предков, на их заботу. Родители заботятся о ребенке, а ребенок обязан уважительно относится к ним, проявляет уважение.
Каждый ребенок имеет право жить в благополучной семье. Хорошо, когда его окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаешь ли ты имена своих родственников? (ответы детей). Попробуй сегодня вместе с мамой (папой, бабушкой или дедушкой) составить генеалогическое дерево.
- Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Родословную можно представить в виде дерева. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает. Еще более глубинный и поэтический образ, характерный для русского фольклора, встречаем у А.Н. Афанасьева — древо жизни, корни которого находятся на небе, а ветви на земле. Не правда ли, очень похоже на родословную?..
Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии.
2 часть
Демонстрация разновидностей оформления родословной с помощью ИКТ
- А теперь вы будете изображать своё семейное дерево. Ребята, ваша семья как дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Физкультминутка
«Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре!
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу я пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Вот и вся моя семья!
3 часть
Практическая
В сопровождении музыки с песнями о семье выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. (В процессе его выполнения участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей.)
4 часть
Анализ
Просмотр полученных рисунков родословных древ.
- Посмотрите, какие красивые родословные деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Всё ли получилось в работе, если нет, то почему?
В заключении предлагается родителям детей выбирать понравившуюся пословицу и зачитать ее детям.
Пословицы
Не нужен клад, когда в семье лад.
Дружная семья и землю превращает в золото.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
В семье любовь, так и нужды нет.
Дети не в тягость, а в радость.
Перспектива
Оформить в групповом помещении выставку генеалогических древ.