СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 3 класс литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 3 класс литературное чтение»

Литературное чтение

Урок № ……… дата ……..


Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»


Цель:  знакомить детей с жизнью и творчеством М.Горького, развивать речь учащихся, умение использовать в речи образные сравнения, совершенствовать умения выполнять аудирование.

Задачи. Предметные: развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, составлять план текста, Личностные:  проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Познавательные: учиться находить информацию в тексте; фиксировать ее в виде плана; проводить анализ и синтез объектов; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге. Регулятивные: учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; использовать установленные правила в контроле способа решения; продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения. Коммуникативные: учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой: Литературное чтение, 3 класс, часть 2, портрет М. Горького, выставка книг писателя, чистые листы бумаги.

Ход урока

      1. Организационный.

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.


      1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


      1. Актуализация знаний.

        1. Подготовка к чтению: выполнение дыхательной гимнастики.

        2. Работа со скороговоркой.

Вёз корабль карамель. Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

- Прочитать с ворчащей интонацией, с удивлением, сожалением. Физминутка

      1. Первичное усвоение новых знаний.

        1. Знакомство с кратокй биографией М. Горького.

Максим Горький родился в 1868 году. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Этот человек был не только великим российским поэтом, но также знаменитым публицистом и общественным деятелем.

Родился Максим в городе Нижний Новгород. Его отец был столяром-краснодеревщиком. Отца писатель лишился в раннем возрасте, и все свое детство провел со своим дедом, который владел одной из местных красильных мастерских.

Практически всю свою сознательную жизнь писатель провел в нищете и сменил немало профессий. Будучи молодым парнем, он всячески пытался поступить в один из университетов Казани, но сделать это Максиму так и не удалось. Со временем он вошел в состав революционного движения и начал активную просветительскую деятельность. Попасть в литературные круги ему помог знаменитый В.Г. Короленко. Только в 1892 году Максим издал свой первый рассказ «Макар Чудра», который пришелся по душе читателям. Именно с того момента Горький и приступил к активной литературной деятельности. Огромной популярности достиг его сборник «Очерки и рассказы». В своем романе под названием «Мать» он с огромным сочувствием отнесся к революционному движению, которое происходило в России, что и передал в романе.

Большое количество писательских произведений произвели большой фурор и стали самой настоящей сенсацией. Одна только пьеса «Егор Булычев и другие» заслуживает огромного внимания и почитания, не говоря уже о иных его шедеврах, таких как: «Детство», «Мои университеты» и много другого.

Будучи за пределами родины, а это были 1921-1931 годы, и после возвращения в родную Россию, Максим оказывал огромное влияние в сторону формирования идейно-эстетических принципов литературы Советского Союза. Это касается и общепринятой теории социалистического реализма.

Умер писатель в 1936 году.

Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919).

Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме.

«Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

        1.  Словарная работа.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.

Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное.

Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих.

Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица.

Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи.


      1. Первичная проверка понимания.

        1. «Случай с Евсейкой», с. 4 – 11: - чтение учителем;

2. Аудирование.

1.Куда попал мальчик?

А) в воду,      б) на луну,    в) на другую планету.

2.На что сел Евсейка?

А)черепаху   б) морскую звезду    в) камень

3. Кто с ним заговорил?

А) жаба    б) рыба     в)рак

4. Как разговаривала рыба?

А) кларнет    б) скрипка    в) барабан


5. Кто взобрался мальчику на ногу

А)   краб     б) сеппия     в) голотурия

6.Что спросил лангуст?

А) кто вы? Б)который час?

В) есть хотите?

7.Что предложил Евсейка? А) петь,     б)   играть,    в) шутить

8. Чем рассказ закончился? А) проснулся     б) вынырнул,    в) остался жить с рыбами.

        1. Ответы на вопросы по содержанию текста.

          – Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

          – Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

          – Какие животные встретились Мальчику?

          – Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

          – Почему мальчик не заплакал, испугавшись?

          – Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

          – Какой Евсейка? Как автор относится к нему?

          -  Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального?

          - Что в нём из сказки?

          - Что могло быть на самом деле?

          - Удивила ли вас эта сказка? Чем? (Ответы детей.)

          - Можно ли её назвать историей о необычном путешествии?

          - Что хотел сказать автор своим произведением? (Ответы и предположения детей.)

      1. Первичное закрепление.

        1. Ответы на вопросы, с. 11. Физминутка

        2. Составление плана сказки.

1. Как Евсейка ловил рыбу.

2. У Евсейки солнечный удар.

3. Как Евсейка оказался в воде

4. Как Евсейка говорил с рыбами.

5. Евсейка проснулся.




      1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



С. 4 – 11, читать, составить план, придумать продолжение



      1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Творчество Алексея Максимовича Горького ознаменовало наступление нового этапа в развитии сказки. Горький хотел, чтобы, как и прежде, сказочная выдумка будила у человека желание самому творить чудеса.