Литературное чтение
Урок № ……… дата ……..
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Цель: знакомить детей с жизнью и творчеством М.Горького, развивать речь учащихся, умение использовать в речи образные сравнения, совершенствовать умения выполнять аудирование.
Задачи. Предметные: развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, составлять план текста, Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Познавательные: учиться находить информацию в тексте; фиксировать ее в виде плана; проводить анализ и синтез объектов; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге. Регулятивные: учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; использовать установленные правила в контроле способа решения; продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения. Коммуникативные: учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.
Форма урока: традиционная.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой: Литературное чтение, 3 класс, часть 2, портрет М. Горького, выставка книг писателя, чистые листы бумаги.
Ход урока
Организационный.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Подготовка к чтению: выполнение дыхательной гимнастики.
Работа со скороговоркой.
Вёз корабль карамель. Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
- Прочитать с ворчащей интонацией, с удивлением, сожалением. Физминутка
Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с кратокй биографией М. Горького.
Максим Горький родился в 1868 году. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Этот человек был не только великим российским поэтом, но также знаменитым публицистом и общественным деятелем.
Родился Максим в городе Нижний Новгород. Его отец был столяром-краснодеревщиком. Отца писатель лишился в раннем возрасте, и все свое детство провел со своим дедом, который владел одной из местных красильных мастерских.
Практически всю свою сознательную жизнь писатель провел в нищете и сменил немало профессий. Будучи молодым парнем, он всячески пытался поступить в один из университетов Казани, но сделать это Максиму так и не удалось. Со временем он вошел в состав революционного движения и начал активную просветительскую деятельность. Попасть в литературные круги ему помог знаменитый В.Г. Короленко. Только в 1892 году Максим издал свой первый рассказ «Макар Чудра», который пришелся по душе читателям. Именно с того момента Горький и приступил к активной литературной деятельности. Огромной популярности достиг его сборник «Очерки и рассказы». В своем романе под названием «Мать» он с огромным сочувствием отнесся к революционному движению, которое происходило в России, что и передал в романе.
Большое количество писательских произведений произвели большой фурор и стали самой настоящей сенсацией. Одна только пьеса «Егор Булычев и другие» заслуживает огромного внимания и почитания, не говоря уже о иных его шедеврах, таких как: «Детство», «Мои университеты» и много другого.
Будучи за пределами родины, а это были 1921-1931 годы, и после возвращения в родную Россию, Максим оказывал огромное влияние в сторону формирования идейно-эстетических принципов литературы Советского Союза. Это касается и общепринятой теории социалистического реализма.
Умер писатель в 1936 году.
Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919).
Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме.
«Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.
Словарная работа.
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное.
Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих.
Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица.
Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи.
Первичная проверка понимания.
«Случай с Евсейкой», с. 4 – 11: - чтение учителем;
2. Аудирование.
1.Куда попал мальчик? А) в воду, б) на луну, в) на другую планету. 2.На что сел Евсейка? А)черепаху б) морскую звезду в) камень | 3. Кто с ним заговорил? А) жаба б) рыба в)рак 4. Как разговаривала рыба? А) кларнет б) скрипка в) барабан | 5. Кто взобрался мальчику на ногу А) краб б) сеппия в) голотурия 6.Что спросил лангуст? А) кто вы? Б)который час? В) есть хотите? |
7.Что предложил Евсейка? А) петь, б) играть, в) шутить 8. Чем рассказ закончился? А) проснулся б) вынырнул, в) остался жить с рыбами. |
Ответы на вопросы по содержанию текста.
– Какой необычный случай произошёл с Евсейкой? – Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне. – Какие животные встретились Мальчику? – Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? – Почему мальчик не заплакал, испугавшись? – Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг? – Какой Евсейка? Как автор относится к нему? | - Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального? - Что в нём из сказки? - Что могло быть на самом деле? - Удивила ли вас эта сказка? Чем? (Ответы детей.) - Можно ли её назвать историей о необычном путешествии? - Что хотел сказать автор своим произведением? (Ответы и предположения детей.) |
Первичное закрепление.
Ответы на вопросы, с. 11. Физминутка
Составление плана сказки.
1. Как Евсейка ловил рыбу. 2. У Евсейки солнечный удар. 3. Как Евсейка оказался в воде | 4. Как Евсейка говорил с рыбами. 5. Евсейка проснулся. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
С. 4 – 11, читать, составить план, придумать продолжение
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Творчество Алексея Максимовича Горького ознаменовало наступление нового этапа в развитии сказки. Горький хотел, чтобы, как и прежде, сказочная выдумка будила у человека желание самому творить чудеса.