СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Энергетический обмен"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока поможет педагогам при проведении урока в 10 классе  по теме "Энергетический обмен". Урок изучения новых знаний. Для более полного усвоения материала предлагаются тестовые задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Энергетический обмен"»

Конспект урока биологии для 10 класса
по теме «Энергетический обмен»

Ганженко Алена Геннадьевна, учитель биологии

МКОУ Круглянская СОШ

Энергетический обмен

Цели: продолжить углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи:

  • сформировать знания об энергетическом обмене у гетеротрофных организмов

  • подвести учащихся к выводу о значении АТФ – как универсального источника энергии.

  • продолжить формирование коммуникативных и социальных компетенций; приёмов рефлексии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

  1. Изучение нового материала.

Беседа: В клетках все химические вещества находятся в состоянии непрерывного обновления: одни разрушаются с высвобождением заключенной в них энергии идёт постоянный синтез новых молекул. Эти два процесса составляют единый важнейший процесс обмена веществ и энергии – метаболизм.

Сущность энергетического обмена.

Совокупность реакций расщепления органических веществ – процесс, противоположный синтезу – называется диссимиляцией и, представляет собой энергетический обмен; этот процесс обеспечивает клетку энергией.

Этапы энергетического обмена у аэробных организмов:

I этап – подготовительный.

Сложные органические вещества расщепляются на более простые под воздействием пищеварительных ферментов, при этом выделяется только тепловая энергия.

Белки расщепляются на аминокислоты;

Сложные сахара - на глюкозу и другие моносахариды;

Жиры – на глицерин и жирные кислоты.


II этап – бескислородный.

Осуществляется в цитоплазме, с мембранами не связан; расщеплению подвергается глюкоза:

C6H12O6+2H3PO4+2AДФ→2C3H6O3+2АТФ+2H2O

В реакциях расщепления глюкозы участвует фосфорная кислота и АДФ, при этом 60% энергии выделяется в виде тепла и 40% идёт на синтез АТФ.


III этап – кислородный.

Гидролиз, стадия кислородного расщепления, или клеточного дыхания.

Осуществляется в митохондриях, связан с внутренней мембраной, в нём участвуют ферменты.

Суммарное уравнение аэробного дыхания:

2C3H6O3+ 6O2+36 H3PO4+36 AДФ→ CO2+42 H2O+36 АТФ

Таким образом, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание.

Этапы энергетического обмена у анаэробных организмов:

I этап – подготовительный.

II этап – бескислородный.

Анаэробное дыхание – эволюционно более ранняя и менее эффективная форма получения энергии, чем аэробное дыхание.

  1. Закрепление.

Тест

  1. На каком этапе энергетического обмена крахмал расщепляется до глюкозы:

А) подготовительный

Б) бескислородном

В) кислородном

Г) на всех этапах

2.  Третий этап энергетического обмена происходит:

А) на мембранах ЭДС

Б) в цитоплазме клеток

В) в крестах митохондрии

Г) в органах дыхания

  1. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:

А) кислород

Б) ферменты

В) энергия света

Г) углекислый газ

  1. Где  происходит анаэробный гликолиз:

А) в клетках мышц при накоплении молочной кислоты

Б) в митохондриях при образовании АДФ

В) в эритроцитах человека

При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается:

А) избыток СО2

Б) избыток АТФ

В) избыток молочной кислоты

Г) избыток кислорода

Выставляем с/о.

Сверим с эталонными ответами.

1 – А, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – В.

  1. Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Чем отличается энергетический обмен у аэробных от анаэробных организмов?

  1. Домашнее задание.

С.92-97, с. 98 ответить на вопросы.