ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ё, ё
Цели: познакомить с буквой Ё, ё; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать в детях желание бережно и заботливо относиться к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Развитие речевого дыхания.
Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:
Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает
Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает
кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает
Поднимите руки, кому уже не хватает воздуха?
III. Объявление темы и постановка целей урока.
Познакомимся с новой буквой, а самое главное – откроем первый секрет буквы Ё.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с буквой Ё.
– Рассмотрите букву Ё, ё. На что похожа буква? Приложение рис.1
2. Звуковой анализ слова «клён».
– Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.
– Можно ли назвать картинку словом «дерево» («листья»)? Объясните, почему ни одно из этих слов не подходит.
– Как правильно назвать картинку?
– «Прочитайте» слово «клён», ведя указку по схеме звукового состава.
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.
– Определите, какой это звук.
– Какой фишкой обозначим звук к? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук к’.)
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук.
– Определите, какой второй звук в слове «клён». Какой фишкой обозначить звук л’? (Зеленой.)
– Назовите его твердую пару.
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Какой это звук?
– После какого согласного стоит звук о?
– Можно ли после мягкого согласного звук о обозначить буквой о?
– Закончите правило: «Если в слове звук о находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой…» (ё.)
3. Работа по учебнику (заполнение таблицы).
– Какие звуки обозначаются синей фишкой, а какие – зеленой? Приведите примеры.
– Рассмотрите схему звукового состава слова «клён».
– Сколько гласных звуков в слове?
– Сколько всего согласных?
– Сколько твердых звуков? Мягких?
Играем в игру «Живые буквы»: несколько учащихся выходят к доске, дают характеристику своему звуку, остальные учащиеся определяют, о каких звуках рассказывают дети: к, л’, о, н.
– Почему в слове «клён» надо писать букву ё? (Если в слове после мягкого согласного звука слышится звук о, надо писать букву ё.)
Чтение слогов с буквой ё. Приложение рис.2
5. Дифференцированная работа.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов «пёс», «утёнок».
Проверка проводится в форме сравнительного анализа.
– Назовите одинаковые гласные звуки в словах «пёс» – пьооос и «утёнок» – утьоонок. (Ответы могут быть разные – о или ё.)
– Докажите, что это звук о. Произнесите слово, интонационно выделяя гласный звук о.
– Какие звуки стоят перед звуком о? (Мягкие т’, п’.)
– Сделайте вывод. (Если после мягкого согласного слышится звук о, то он обозначается буквой ё.)
7. Обобщение изученного. Работа по учебнику.
– Рассмотрите схему звукового состава. Сколько звуков [о] в слове «котёнок»?
– Какой звук прячется за вопросом? (Звук о.)
– Произнесите его, выделяя интонационно. Обозначьте фишкой.
– Какую фишку выбрали? Почему?
– Какая буква обозначает звук о после мягкого согласного?
– Котенок остался доволен вашей работой. Но он хочет узнать, как вы заботитесь о своих котятах, птичках, рыбках.
– Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.
Приложение рис.3 – Составление схем звукового состава слова.
Приложение рис.4 –Читаем вместе
V. Итог урока.
– С какой буквой познакомились?
– Какой секрет открыли? (Дети проговаривают правило.)
- В каких случаях буква ё может передавать звук о?
– Какой звук обозначает буква ё в словах тёрка, мёд, ковёр? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ
рис.1- Узнавание буквы ё

Рис.2-Чтение слогов с буквой ё.

Рис.3 - Составление схем звукового состава слова.



рис.4 –Читаем вместе
