1.Мотивация к учебной деятельности. ( слайд) Долгожданный дан звонок. Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все на месте? Все в порядке? Книжка? Ручки ? А тетрадки? - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 2.Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний. 1. -Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? - На какие группы можно разделить все звуки? - Как из можно различать? (- Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. - Гласные и согласные. - Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды.) - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки. - Назовите согласные звуки, которые обозначают глухие звуки. - Какие звуки образуют пары по звонкости – глухости? - На какие ещё группы можно разделить все согласные звуки? -Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки. - Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду петь за медведицу, а вы за медвежат. (слайд) - Ла – ла – ла - Нэ – нэ – нэ - Ры – ры – ры - Са – са – са - Ля – ля – ля - Не – не – не - Ри – ри – ри - Ся – ся – ся 2.(На экране показаны гласные букв А,Я,О,У,Ю,Э,Е,Ё,И,Ы) (слайд) Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали?.Можно ли их разделить по разному? (Возможны два варианта: Гласные буквы обозначают один звук и гласные буквы обозначают два звука, гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука) 3.Чтение слогов . (слайд) ( У каждого ученика карточка) МЯЛ МЫЛ МЕЛ МУЛ МЁЛ МИЛ МАЛ Подчеркнуть буквы , обозначающие мягкие согласные звуки Чем обозначена мягкость? 3. Формулирование темы урока, постановка проблемы, цели урока. (Карточка с заданием у каждого ученика и на экране) -Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме. Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких то слов?(Слайд) Как вы научились обозначать мягкость согласных звуков? Могут ли в том задании помочь гласные буквы и, е, ё .ю ,я?(слайд) - А теперь я хочу рассказать вам сказку. «Жили – были в БУКВАРЕ буквы, разные – гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как-то раз пришла буква С в гости к букве Я (прочитайте, что получилось). Буква Л – к букве Е (прочитайте, что получилось). Буква Р – к букве И (прочитайте, что получилось). (Дети читают:- ся- ле- ри На доске) Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. - Что это за буква! – возмущались они. Вот эта буква (учитель показывает карточку с буквой Ь). Как она называется? Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить: Спит или купается, Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. (гусь) (слайд) Выстроились буквы. Что получилось? - Что-то у нас не выходит, - говорят буквы. – Звук с, в слове мягкий, а у нас твёрдый. И говорит: - Встану я в конце слова и обозначу мягкость с, . Что получилось? гуси (На доске) - Лучше я встану в конце нашего слова, - сказала Я. Что получилось? гуся (На доске) - Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный. Молодцы! - Иди к нам, Ь, - позвали буквы. Он с радостью согласился помочь им и быстро встал в конце слова. Прочитайте, что получилось. Развеселились буквы, стали приглашать Ь к себе в гости. - Вы догадались, какая тема нашего урока? - Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока? 4.Изучение нового Учебник «Букварь» с .58-59) Работа с текстом. Знакомство со сказкой Александр Николаевич Афанасьеф – знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок. Этому он посвятил всю свою жизнь. В его сборниках содержаться сказки из всех мест и краёв России. Сборники сказок известны во всём мире. « Мальчик с пальчик»,» Царь- медведь»,» Семь Симеонов»,»Волшебное кольцо»,»Конь. Скатерть и рожок»ит.д. 2.Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 3.Беседа по содержанию –Правильно ли было предположение Лаптя? –Почему Пузырь не согласился с этим предложением? –Почему смеялся вместо того, чтобы посочувствовать друзьям? –Как был наказан? –Они не по дружески относятся и не помогают друг другу. Если бы Пузырь перевёз Лапоть и Соломинку на другой берег . то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка . потому что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка сломалась, а глупый Пузырь лопнул Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают? 4.-Почему мы сегодня вспомнили именно эту сказку? -Рассмотрите картинку на стр.58 - Назовите слова с Ь. Что за зверь идёт большой, Да с рогатой головой? Это лось лесной тропой Возвращается домой. «Вес некоторых взрослых самцов лося может достигать 800 кг. Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы или снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей или волков. В случае необходимости даже взрослые рогатые самцы могут двигаться через густой лес почти так же бесшумно, как кошка». 5.Рассмотрите букву Ь.(слайд) -На что похожа буква ь? Буква Р перевернулась Мягким знаком обернулась. Мягкий знак у нас молчун. Не болтун , не говорун. Там, где появляется, Сразу звук смягчается. 6.Чтение отдельных согласных.(М,С,Н,Р,Л) .(слайд) Чтение согласных с Ь (МЬ,СЬ,ЛБ,РЬ,ЛЬ) Как будем читать такие согласные? Прочитайте буквосочетания. Какой звук они обозначают? Схемы буквосочетаний. Каким квадратиком обозначим согласный звук? А Ь? Какой вывод мы можем сделать? Почему называем Ь буквой особой? А для чего же нам нужен Ь? ( для обозначения мягкости предыдушего согласного) 5. Физкультминутка Влево , вправо повернись, Наклонись и поднимись. Руки кверху, руки вбок И на месте прыг да скок. 6. Применение новых знаний. - Назовите слово, которое начинается с этой буквы. - Подумай, где может в слове стоять мягкий знак? 1.Чтение слогов с Ь. слайды 2.Работа с учебником. БУКВАРЬ С 58. - Прочитайте слова с Ь. 3. Работа парами . Чтение слов стр.59 - Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, много предметов. - Сравните эти слова. 4.Чтение слов «Играем вместе». Составить из слогов слова.с.59 - Подумай, где может в слове стоять мягкий знак? Назовите слова с Ь. - Какую роль играет Ь - Найдите в тексте и прочитайте слова с мягким знаком на конце? - На следующем уроке мы будем читать слова с Ь в середине. - Какую роль играет Ь? 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. -Итак, что узнали сегодня о Ь? - Закройте глаза и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. - Какой была тема урока? -Какую букву мы изучали? Что запомнили? Какое задание понравилось выполнять ? - Молодцы! Спасибо за урок. |