Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 3 классе учителем начальных классов Ракитиной Галиной Алексеевной.
Тема "Имена существительные собственные и нарицательные"
Цели урока:
Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.
Оборудование:
Учебник «Русский язык, 3 класс»
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационное начало урока. (Презентация 1, слайды 1-2)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Совершенствование навыка каллиграфии.
Угадай слово:
Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка -
Большая мягкая игрушка.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это…
(Ответ: тигр)
- Сегодня на уроке пишем буквы «Эр» заглавную и строчную.
III. Словарная работа
Картинный диктант
Сорока, пальто, коньки, девочка, заяц, яблоко, трактор, медведь.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради). Проверка.
-На какие группы вы разделите слова? (одушевлённые и неодушевлённые)
Дети у доски распределяют слова в 2 столбика.
1V. Определение темы урока.
-К нам в гости пришёл Незнайка , перед уроком он принёс посылку, давайте заглянем в неё. Здесь письмо: «Дорогие ребята, я узнал, что сегодня на уроке русского языка вы будете изучать тему, которую я не понял. Но я хочу восполнить пробелы в знаниях. Помогите мне , пожалуйста. Я приготовил для вас задания , а вы их выполняйте и объясняйте мне. Моя посылка поможет подвести вас к новой теме.
-У нас в посылке есть мягкие игрушки .(всем детям на парту раздаётся по 1 зверюшке).
-Дайте кличку каждой зверюшке. Давайте запишем несколько.
нарицательные собственные
пёс Шарик
корова Бурёнка
медвежонок Миша
-Отгадайте ребусы (Наташа, Вова, Вика, Ваня). Давайте запишем несколько.
девочка Вика
мальчик Вова
_ Дополните названия.
город Москва
река Дон
планета Земля
улица Центральная
_-Почему слова второго столбика написаны с большой буквы? А слова первого – с маленькой? Об этом мы узнаем с вами сейчас.
- Как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться? (учиться различать имена собст. и нариц. и правильно записывать их)
- Этому и будет посвящён наш урок.
Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные». (слайд 3-4)
V. Работа над новым материалом.
Послушайте стихотворение. Читает ученица.
(Чтение стихотворения Е. Измайлова.)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Твоё имя, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Вот какие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.
Прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» о том, как называются такие существительные и что они обозначают.
Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.
Учебник, с.54-55 -правило (слайд 5)
VI. Рубрика «Тайны языка». Работа с определением и правилом.
- На какие 2 большие группы можно разделить имена существительные?
- Что называют имена собственные? Приведите примеры. Как они пишутся?
- Что называют имена нарицательные? Приведите примеры. Как они пишутся?
(слайд 6-7)
-Запишите свои фамилии, имена и отчества.
Физкультминутка .
VII. Первичное закрепление (слайд 8-9)
Рубрика «Обрати внимание»
Рубрика «Давай подумаем»
Работа в группах.
-Поставьте слова в форму множественного числа.
-Сделайте вывод. (собственные имена существительные нельзя поставить во множественное число.)
Выборочное списывание из презентации.
Работа в учебнике. Упр. 2
Прочитайте задание. Что нужно сделать? Как?
Рубрика «Давай подумаем» (слайд 10-11)
_-Объясните разницу в написании.
дружок- Дружок
пушок- Пушок
поля-Поля
серёжка-Серёжка
_Составьте предложения с этими парами слов.
V111. Итог урока. Рефлексия.
Что знаете о написании собственных имён существительных.
Какие существительные относятся к собственным именам существительным?
Какие существительные относятся к нарицательным именам существительным?
Молодцы ребята. Незнайка вас благодарит за помощь.
Домашнее задание.
Учебник, правило с. 66 – знать правила, стр. 68 упр. 3
Выставление оценок.