Конспект урока русского языка 4 В класса,
УМК «Школа России»
«Третье склонение
имён существительных»
подготовила учитель
начальных классов
Ромашкина Татьяна Викторовна
г Саранск 2016-2017 учебный год
Тема урока: «Третье склонение имён существительных».
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению третьего склонения имён существительных.
Обучающие цели:
Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
Воспитывающие:
воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
Предметные УУД:
знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.
Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.
Структура и содержание урока.
I Организационный момент.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя.
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
1. Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)
Девиз нашего урока: «Ученику-удача, учителю - радость»
2. Проверка домашнего задания
Минутка чистописания
3. Словарный диктант
Обед, город, север, земляника,улица.
4 Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических признаках.
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках.
1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Имя существительное изменяется по … и …
- Сколько падежей в русском языке?
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
- Определите падеж существительного у дороги
- Назовите предлоги Д.п.( кому? Чему?)
- На какие вопросы отвечает Т.п.? ( Кем? Чем?)
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
5 Определение темы и цели урока:
Постановка проблемы. Исследовательская работа
Цель: Формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.
Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание.
Предметные УУД: затруднение в определении склонения существительного.
Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.
Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь,
капуста, помидор, малина, соль, блюдце.
Учитель. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
(Проверка по эталону)
6. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
Учитель. Что вы заметили? (остались слова)
Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
Учитель. Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения).
Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
- 3 склонение имён существительных.
2. Целеполагание.
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).
- Будем учиться определять третье склонение у имён существительных.
-Что мы должны знать в конце урока?
- Как определить 3 склонение существительных.
3.Открытие нового знания
Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен существительных.
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД : владение правильной речью.
Предметные УУД : понятие о части речи, их признаках.
Учитель. Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.
Учитель. Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению? Сколько склонений у имён существительных? (правило из учебника на стр 97)
Самостоятельная работа со слайда по вариантам ( 1 ряд -1 склонение, 2 ряд— 2 склонение, 3 ряд — 3 склонение)
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя,стол, окно, степь
Неуспевающие дети выделяют у слов только окончания, а другие дети называют склонение имен существительных. (индивидуально)
7. Релаксация. Физминутка.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни
Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим. (топают и хлопают в стиле футбольных фанатов)
Игра «Доскажи словечко»:
Учитель. Если вы произнесёте имя существительное
1 склонения – хлопок в ладоши;
если имя существительное 2 склонения – два притопа;
если имя существительное 3 склонения – присесть.
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) 1 скл хлопок
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) 2 скл два притопа
Его рукою не возьмёшь.
Кто же это? Это … (ёж) 2скл два притопа
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) 3 скл присесть
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) 1 скл хлопок
Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна … (тетрадь) 3 скл присесть
8. Первичное закреплениеУУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного.
Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.
Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.
Предметные УУД : умение применять знания на практике.
Учитель.
Тему новую опять
Надо нам запоминать.
1. Поиск способов определения склонения имени существительного
УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей.
Работа с учебником. С.96, упр 169
Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.
Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце.
Укажите род этих слов, выделите окончания.
Парная работа для слабых учащихся.
Выделить основу предложения( главные члены предложния) и обозначить все части речи.
С берез летят на землю желтые листья.
Ясный месяц осветил лесную поляну.
Составление алгоритма.
Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей.
Если сущ стоит в косвенной форме, то как определить склонение?
Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение)
– Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
2. Определить род.
3. По роду и по окончанию определить склонение.
Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.
1 вариант деревня
| 2 вариант лошадь
|
9.Составление кластера на тему «Части речи»
10. Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
1. Дифференцированная групповая самостоятельная работа с проверкой.
-Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех).
Задание №1 ( для 1 группы)
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля 1склонение
Лень
Дуб 2склонение
Мышь
3склонение
Задание №2
Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.
Задания для 2 группы
Задание 1
Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопати
ЗАДАНИЕ 2
Просклонять по падежам слово окно (с вопросами)
Задания для 3 группы
Задание 1
Распределите слова в столбики по склонениям. ( 1 склонение – 1 столбик, 2 склонение – 2 столбик,3 склонение – 3 столбик)
Верблюд, подруга, мешок, лягушка, жизнь, пень, , лекарство, деревня, сирень, холод, облако, яблоня, счастье, дядя, дедушка.
Задание 2
Написать 5 существительных 1 склонения и выделить окончания имен существительных
Для слабых учащихся
Составить 2 предложения и определить склонение имен существительных
Вывод:
11 Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Учитель.
- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?
-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?
Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)
12 .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Развивать рефлексивные умения.
Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Учитель. С каким настроением заканчиваем урок?
Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета.
Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите розового цвета.
Кто хочет показать их?
13. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты.
Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).
Выставление оценок
14. Информация о домашнем задании по выбору
Цель: дифференцируемый выбор.
1.Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря записать по 5 существительных 1, 2, 3 склонения.
2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в упражнении 168 –определить склонение у имён существительных.
Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.
Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»
Вы получили новое знание, и я рада за вас.
Список использованной литературы
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013 – 160 с.
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс – М. : Вако, 2014 – 496 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://allforchildren.ru
http://www.rusedu.ru/detailhttp://iemcko.narod.ru
http://globuss24.ru/doc/urok-dlya-4-klassa-po-teme-tretye-sklonenie-imion-sushtestvitelynih