Южное направление: - С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей) -Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье). Как же началась русско-турецкая война. Смотрим видео. Рассмотрим ход военных действий: Задания по вариантам с текстом учебника по заполнению пропусков в таблице. Давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц . Приглашаются докладчики с рассказом о П. А. Румянцеве, Г. А. Потёмкине, Ф Ф. Ушакове. Вывод: Итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории. Рассказ учителя: Рассказ учителя: Интересно, что окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе. В будущем она хотела видеть главой Греческой империи своего внука Константина. - Как вы считаете, реален ли был греческий проект Екатерины II? (Нет, не реален, так как европейские государства не допустили бы ещё большего усиления России в Европе) Во второй половине 18 в. появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела- о многих мы уже говорили на уроке. Но пожалуй самым известным был полководец, которому принадлежит фраза«Тяжело в ученье, легко в бою»? (Суворову) Суворов Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей 18 в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск. Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать». Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова» (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск) Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте. Закончив подготовку к штурму, А.В. Суворов 7 (18) декабря 1790 года послал начальнику крепости великому сераскеру Айдозлы Мухаммад-паше свой знаменитый ультиматум о сдаче Измаила. Но он был отклонен в восточном стиле: «Скорее Дунай потечет вспять, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил». Итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении. |