Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга
Подготовила воспитатель Пахомова Татьяна Станиславовна
Консультация для родителей
«Этикет общения»
Умение общаться.
В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Например, что, здороваясь мы желаем человеку здоровья. И детей мы учим хорошим манерам так же поверхностно, как пользуемся ими сами. Поэтому, при воспитании культуры общения важно показывать своему ребёнку личный пример.
Культура общения включает и воздержание о неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, пошалить, а когда нужно сдерживать себя, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым. То есть надо поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Всё это в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность. Воспитанный ребёнок, общаясь со взрослыми и сверстниками, относится ко всем с уважением и доброжелательностью. Он знает, как правильно обращаться к тому или иному человеку, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова, а также хорошо ведёт себя и дома. И в общественных местах. Вы должны всегда поддерживать своего ребёнка, приходить к нему на помощь по первому его требованию, ведь он считает именно вас своими заступниками. И главное-вы должны показывать своему ребёнку пример как дома, так и на людях. Он должен почувствовать, что вы не только на словах выполняете правила этикета, но и в повседневной жизни следуете им. И это окажет на него больше влияния, чем ваши ежедневные напоминания, не подкреплённые действиями.
Поиграйте с детьми в игру «Кто больше знает вежливых слов?»
- Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, с добрым утром и т.д.)
- Какие слова нужно говорить, если обращаешься к кому-либо с просьбой?
(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)
- Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?
(Простите, извините, прошу прощения)
- Какие слова мы произносим, прощаясь?
(Прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т.д.)
Победителем оказывается тот, кто ответил на все вопросы, не запинаясь.
Загадайте детям волшебные загадки.
1. Растёт ледяная глыба
от слова тёплого… (Спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
когда услышит… (Добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый
говорит, встречаясь… (Здравствуйте)
4. Если больше есть не в силах,
скажем маме мы… (Спасибо)
5. Когда нас ругают за шалости,
говорим… (Прости, пожалуйста)
6. В России, Германии и Дании
на прощание говорят…. (До свидания)
Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Некоторые обычаи могут показаться очень странными.
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щёки.
Жители острова Самоа при приветствии обнюхивают друг друга.
Латиноамериканцы обнимаются.
Саамы, жители Крайнего Севера, трутся носами.
Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия. Мои намерения чисты. При рукопожатии не стоит бурно и долго трясти руку, как не следует и «ронять» её, не успев пожать.
За руку здороваются только взрослые. Если тебе протягивают руку для пожатия, не принять её - невежливо и даже оскорбительно. Первыми при рукопожатии должны подавать руку:
Женщина – мужчине, старший – младшему.
Японцы кланяются.
У некоторых индейских племён в Америке принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы.
Советы родителям:
Чтобы ребёнок мог понять смысл употребления вежливых слов, объясните, что слово «здравствуйте» означает «желаю здоровья». Расскажите, в каких ситуациях можно говорить вместо «здравствуйте» «добрый день», «доброе утро». Поясните, что детям можно говорить «здравствуй» и «привет».
Сами почаще употребляйте эти слова. Если у вас дома здороваться не принято, то как ребёнок может понять, что это необходимо делать в каких-то других местах?
«Спасибо», «извините», «можно ли мне…» должны войти в речь ребёнка до школы. Нравоучениями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всём.
Конечно, ребёнка нужно учить, как быть вежливым и предупредительным, но делать это следует дружелюбно. Ребёнок, умеющий сравнительно хорошо себя вести, будет нравиться окружающим, но никто не любит грубых, невнимательных детей. Обязанность родителей – сделать ребёнка таким, чтобы его любили окружающие. Когда к человеку хорошо относятся, он сам старается относиться к людям ещё лучше.
Когда вам приходится делать ребёнку замечания по поводу его поведения, не делайте этого при посторонних, чтобы не смущать его.
Умеешь ли ты знакомиться?
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
1. При знакомстве младший представляется старшему или наоборот? (Младший – старшему.)
2. Кто первым должен протянуть руку при знакомстве и приветствии: женщина или мужчина, младший или старший? (Женщина и старший.)
3. Какими словами люди приветствуют друг друга? (Здравствуйте, добрый день, доброе утро, привет и т.д.)
4.Какими жестами сопровождаются приветствия? (Кивок, поклон, поднятие руки, рукопожатие.)
5. В чем раньше заключался смысл обычая подавать для приветствия правую руку? (Показать, что в руке нет оружия.)
6. Каким должно быть рукопожатие? (Коротким, уверенным, не слишком крепким и не вялым)
7. Каковы главные правила этикета при ведении разговора? (Уметь не только говорить, но и слушать собеседника. Не разговаривать громко, подчёркивать своё уважение к собеседнику.)
8. Встретились два человека – старший и младший. Кто первый должен поздороваться? (Младший здоровается первым, а руку подаёт старший.)
9. Должен ли ты здороваться с незнакомыми тебе взрослыми людьми? (Да, это признак хорошего тона и воспитанности.)
Советы родителям:
Вы должны обучить ребёнка следующим правилам:
1. Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.
2. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой. Могут быть исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – профессор.
3. Когда ребёнок будет кого-либо знакомить или будут его знакомить, важно, чтобы он смотрел собеседнику в лицо. И при этом улыбнулся. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь положительное продолжение.
4. Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встаёт лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или весьма почтенным мужчиной.
5. родителям представляют знакомых, но не наоборот.
6. Представляя человека, следует чётко произносить его имя и фамилию.
Бранные слова
Советы родителям:
Универсального «лекарства» от подобной напасти нет. Но вы сильно облегчите себе задачу, если поймёте, что ребёнок этим хочет сказать: он зол на весь мир, он вас дразнит, пытается вывести из себя или просто повторяет услышанное, не понимая смысла.
Проблема бранных слов возникает года в 3-4.
В этом возрасте ребёнок часто и охотно употребляет слова, смысла которых он может и не понимать, но звучание или интонация произносимого ему нравится.
1. Не стоит наказывать ребёнка за нехорошие слова: почему ребёнок должен быть наказан за то, что он интересуется услышанным?
2. Во многих случаях можно вовсе не реагировать на детские ругательства – пропускать их мимо ушей. Лишённые смысла и ваших эмоций, эти слова забудутся и исчезнут из речи ребёнка сами. Однако здесь всё зависит от ситуации. Случается, что ребёнок ждёт реакции, и тогда ваше молчание может привести к весьма плачевным результатам.
3. Ведите себя естественно: если ребёнок в вашем присутствии ругается, не дожидаясь развития событий, доброжелательно, но твёрдо скажите, что больше этого вы слышать не хотите. Вовсе не обязательно разъяснять ему значение того или иного нецензурного слова.
Если ребёнок настаивает, ограничьтесь тем, что спокойно скажите: «Это очень грубое слово, и я не хочу о нём даже говорить».
4. Если ребёнок стал произносить бранные слова в вашем присутствии, при этом он знает, что эти слова плохие, и наблюдает за вашей реакцией, спокойно попросите ребёнка уйти в другую комнату, потому что вы не желаете этого слышать.
5. Не выясняйте, где ребёнок слышал и кто так говорил, - это абсолютно не важно. Как бы вы ни старались, всё равно не сможете оградить своё чадо от источников нежелательного знания.
6. Ни в коем случае нельзя так же реагировать на брань, как на требование. Например, если у вашего ребёнка упал самокат и ребёнок в сердцах ругнулся, подождите кидаться ему помогать и поднимать самокат. В устах ребёнка брань – это зачастую просто неумение выразить свои чувства другим способом. Поэтому ваша задача – спокойно, без лишних эмоций выразить своё отношение к услышанному и постараться научить ребёнка выражать свою злость и протест другими приемлемыми способами. Скажите, например: «Я прекрасно понимаю, что ты очень зол, но то, что ты говоришь, для приличного человека недопустимо». А в свободное время поупражняйтесь в придумывании допустимых ругательств:
- Я ужасно зол.
- Я категорически против.
- Мне это совершенно не нравится.
Если вы чётко выразите своё отношение к нежелательным словам, если в вашей семье общаются с помощью нормативной лексики, бранные слова будут явлением временным и непременно исчезнут.
Пора обращаться на Вы.
Советы родителям:
Естественно, что разницу между «ты» и «вы» объяснить ребёнку нелегко. Если «вы» - это уважительное, то непонятно, почему маме и бабушке надо говорить «ты». Возрастной критерий не подходит. Степень знакомства – понятие условное. Воспитательница очень хорошо знакома, а называть её следует на «вы». И всё же попробуйте объяснить, только с учётом правил и исключений. Пусть это станет частью ваших игр. Когда играете в магазин, доктора, школу – говорите «вы», причём обязательно меняйтесь ролями, чтобы в свою очередь говорить «вы» сыну или дочери. Пройдёт немного времени, и он или она всё поймёт.
Телефонный разговор
Советы родителям:
Очень важно научить ребёнка правильно пользоваться телефоном, потому что в дальнейшем он будет делать так, как приучен с детства. Самое главное, старайтесь следить за своей речью, ведь ребёнок всё впитывает, как губка. И очень скоро вы сможете заметить. Что все ваши не очень хорошие слова, высказывания появятся и в его лексиконе. Придерживайтесь этих правил и учите им ребёнка.
1.На звонок следует отвечать очень любезно.
2. Лучший способ ответить на звонок – это сказать: «Алло?» Если звонят кому-то другому, то надо спросить: «Простите, а кто говорит?» или «А кто его (её) спрашивает?», после чего передать трубку или позвать того, кому звонят. При этом важно сообщить, что нужный человек сейчас подойдёт.
3. Нужно называть себя сразу же.
4.Когда вы звоните кому-нибудь, даже другу, надо сразу же вежливо представиться, не дожидаясь, пока собеседник спросит, с кем он имеет дело. Если вы знакомы с подошедшим к телефону человеком, надо поздороваться с ним. Можно спросить, как у него идут дела.
5. Прежде чем начать длинный разговор, обязательно нужно спросить, может ли долго разговаривать собеседник.
6. Разговаривая по телефону, нельзя отвлекаться. Стоит отложить звонок до того момента, когда вы сможете уделить собеседнику всё своё внимание.
7.Если во время телефонного разговора необходимо сказать что-то человеку в комнате, нужно сначала сказать в трубку: «Извините» или «Подождите» минутку.
8. Во время телефонного разговора нельзя есть, пить, жевать, чихать или сморкаться.
9. Обязательно нужно извиниться, если вы ошиблись номером.
Учись быть благодарным
Советы родителям:
Сделайте так, чтобы ребёнок испытал удовольствие от того, что его благодарят. Например, пусть ваш ребёнок привлечёт к игре стоящего в стороне застенчивого ребёнка. Вы увидите, насколько счастлив будет ваш ребёнок, получив благодарный взгляд робкого малыша. Если такого рода усилия вашего ребёнка не находят понимания, разделите его разочарование. Помогите ребёнку осознать, что делают для него другие. Не нужно в сердцах кричать: «Ты неблагодарный, я целый день гладила тебе вещи, чтобы ты был у меня чистым и красивым, а ты капризничаешь!» Выберите подходящий момент для разговора о том, как члены семьи помогают друг другу. Составьте табличку: сверху напишите имена членов семьи, а ниже перечислите всё, что каждый сделал в этот день для кого-то другого. Список под именами родителей будет длинным, у детей намного короче. Это даёт ребёнку наглядное представление о вкладе, который вносит каждый.
Создайте ритуал выражения благодарности: перед сном вспомните самый счастливый момент дня и обязательно отметьте того, благодаря кому они испытали эту радость. Пусть дети тоже отвечают за уют и порядок в доме. Единственный способ, которым ребёнок может оценить приложенные усилия, - это самому принять в них участие. Показывайте детям, что вы им благодарны. Благодарность можно воспитывать. Давая детям испытывать удовольствие от того, что их высоко оценили. Например, вы можете сказать дочке: «Какое счастье иметь такую доченьку, как ты!» Этим вы выразите свою благодарность за то, что она есть в вашей жизни.
Будь тактичным.
Разберись в примерах:
1.Уронила мама Виталика носовой платок. Стасик, увидев это, при всех сказал: «Ирина Петровна, вы уронили платок».
Вопросы:
1. Какую ошибку допустил мальчик?
2. Можно ли считать Стасика вежливым? Почему ты так считаешь?
3.Как бы ты поступил в этом случае?
2. Ира ела шоколадку и испачкалась. У неё большое пятно на щеке, но она его не замечает. Алёша громко закричал: «Ирка, вытрись. У тебя всё лицо в шоколаде».
Вопросы:
1. Правильно ли поступил Алёша? Почему?
2. Как надо было поступить?
3. Можешь ли ты себя назвать тактичным? Почему?
3. Мама и папа обсуждают важное дело. Игорю не терпится рассказать о том, что сегодня он с Павликом нашёл улитку. И он то и дело вклинивается в разговор, перебивает, дополняет, спорит.
Вопросы:
1. Прав ли Игорь, постоянно перебивая родителей?
2. Как ему стоило поступить?
3. Как ты поступаешь в подобных случаях?
Советы родителям:
Тактичность нужно прививать с самого раннего детства. Пусть ваш ребёнок знает, что нельзя прерывать старших во время их разговора. Если же возникла такая необходимость, нужно извиниться, а затем уже задать свой вопрос. В противном случае нужно дождаться окончания беседы взрослых. Ребёнок не должен считать, что его интересы важнее ваших, что только его желаниям подчиняется ваша жизнь. Помогите ребёнку понять, что нельзя громко указывать кому бы то ни было на то, что у него оторвалась пуговица или появилось пятно. Нужно подойти к этому человеку и тихонько сказать ему об этом, чтобы никто другой не услышал. Это будет показателем тактичности ребёнка.
Если ребёнок увидит, что у взрослого что-то упало, ему нужно поднять эту вещь и отдать взрослому. Это будет тактичный поступок.
Чтобы закрепить полученный результат, попытайтесь придумать ситуации, в которых ребёнок проявил бы свою тактичность, деликатность. Это те же разговоры с родственниками, поднимание предметов с пола, тактичная просьба что-то вытереть, убрать, вымыть и т.д.
Используемая литература:
1. Мирошниченко С.А. «Азбука дошкольного воспитания. Хорошие манеры.» М.: Мой мир, 2008.