Консультация для родителей как форма дифференцированной работы с семьей.
С целью реализации стратегических принципов ФГОС ДО новое значение приобретает коллективная и индивидуальная работа с родителями в детском саду — форма взаимодействия, которую можно реализовывать не только в ходе традиционных бесед и консультаций, но и выполнения комплекса действий, направленного на повышение уровня педагогической компетенций мам и пап, преодоления существующих проблем. Именно поэтому актуальная воспитательно-образовательная стратегия детского сада предполагает консолидацию усилий педагогического коллектива и родительской общественности, которая нередко требует проведения консультаций для родителей в ДОУ, собраний и встреч. Консультационная деятельность планируется представителями администрации на основании результатов диагностики всех аспектов учебно-воспитательной деятельности, психофизиологического развития детей, затруднений, с которыми сталкиваются члены семей дошкольников.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Традиционно формы общения воспитателя с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации. Необходимость индивидуального подхода определяется также тем, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые перед собой ставит педагог. При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Одной из распространенных форм индивидуальной работы воспитателя является консультация. Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны , ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. При подготовке к консультации необходимо наметить тему, план; подготовить содержание, наглядность; продумать место и время; заранее пригласить родителя; сформулировать рекомендации.
Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной), вопросов и ответов. Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей. Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.
Важно проводить консультацию без спешки и доброжелательно, расположив к себе родителя. Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена и по просьбе родителя.
В детском саду консультации — это не только индивидуальные и групповые встречи, объединяющие родителей со схожими затруднениями или вопросами, но также дистанционная и стендовая работа в учреждении. Только благодаря построению взаимодействия с родителями на всех уровнях в ДОУ удается необходимые условия для успешного психического, физического, социального и интеллектуального развития детей. Индивидуальные консультации чаще всего инициируют воспитатели и родители, а коллективные — штатные психологи, логопеды, медицинские работники и заведующие. В случае отсутствия продуктивного контакта, частого возникновения проблемных ситуаций педагогу дошкольного образования в рамках реализации принципов новой образовательной стратегии целесообразно собрать сведения о характере отношений в семье, видениях взрослыми задач воспитания в ходе наблюдений и анкетирования. После предварительного анализа можно приступать к налаживанию точек взаимодействия через выполнение совместных продуктивных заданий, поиск общих целей, поддержку образовательных инициатив семьи. В связи с этим темы консультаций для родителей в детском саду в средней или младшей группе разрабатываются исключительно на основании результатов диагностики затруднений. Важно помнить, что беседы с психологом не предполагают получение конкретных рекомендаций: специалист строит разговор таким образом, чтобы родители самостоятельно пришли к определенным выводам, заинтересовались решением проблемы. Воспитатель или заведующий, напротив, консультируя родительскую общественность, стремится поделиться знаниями и опытом, а потому дает алгоритмы действий и апробированные на практике рекомендации. По характеру подготовки различают консультации двух видов: плановые — проводятся в соответствии с разработанной и утвержденной на учебный год картотекой тем, которая позволяет учесть региональные и возрастные особенности, специфику родительского контингента; экстренные — служат средством оперативного реагирования на возникающие проблемы и обнаруженные недочеты, а потому проводятся по темам, вызывающим вопросы у родителей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.