УЧИМСЯ РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРОЕКТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШКОЛА
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВТИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
Основные требования к учебному проекту:
- Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной «внешним» заказом.
- Планирование проекта: определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц.
- Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.
- Продукт является конкретным результатом проекта.
- Презентация продукта и защита самого проекта.
- Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.).
- Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
(КТД)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ (НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ)
ПОРТФЕЛЬ
ДОСТИЖЕНИЙ
ПЕДАГОГА
ПРОЕКТЫ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
МИКРОПРОЕКТ НА ЗАНЯТИИ
ПРОЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности .
ПРОЕКТ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также:
а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Жизненный цикл проекта
Фаза проектирования , результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации.
Технологическая фаза , результатом которой является реализация системы.
Рефлексивная фаза , результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта. Рефлексивная фаза позволяет использовать приобретенный опыт проектной деятельности при реализации других проектов (обучение)
Два этапа цикла проекта являются как бы противоположными: проект дословно означает «брошенный вперед» рефлексия дословно означает – « обращение назад ».
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
- б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
СХЕМА СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА
ЦЕЛЬ
СТРАТЕГИЯ
МЕТОДЫ
МЕТОДЫ
МЕТОДЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДОСТИГНУТЫ
НЕ ДОСТИГНУТЫ
ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проблема проекта - как часть реальной жизни
Проблема – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения
Измененная ситуация
решение
ТЕКУЩАЯ ситуация
ЦЕЛЬ
РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Решение проблемы – это искусство преодоления разрыва
Анализ социальной проблемы
Следствие
Свалка мусора на берегу озера
Отсутствие мусорных контейнеров
Низкий уровень общей культуры населения
Нет денег на установку мусорных контейнеров
Раз в неделю приезжает мусоровоз
Отсутствие программ экологического воспитания
Причина
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ:
- исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию;
- творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата но результаты оформляются в продуманной завершённой форме;
- информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов;
- социально значимые — чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;
- телекоммуникационные (информационные) - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата
Характерная особенность - наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности
Моделирование
Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей.
Перспективно моделирование с применением компьютерных средств обучения
Модель конструирования содержания учебного проекта
1. АННОТАЦИЯ
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
4. СТРАТЕГИЯ
5. МЕРОПРИЯТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
7. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
8. БЮДЖЕТ
СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА:
- организационно-подготовительная стадия — проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
- разработка проекта (планирование);
- технологическая стадия;
- заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия)
По затратам времени проекты бывают :
- краткосрочные (2-6 ч);
- среднесрочные (12-15 ч);
- долгосрочные (четверть, полугодие, год);
- проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность педагогу важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
2. Классифицировать предлагаемый вариант проекта
Классификация (типология)
Проект
Доминирующая в проекте деятельность
Предметно-содержательная область
Характер координации проекта
Характер контактов
Количество участников проекта
Продолжительность выполнения
Вид презентации
Классификация проекта
Классификация
(типология)
Проект
Доминирующая в проекте деятельность
исследовательская, поисковая, творческая, ролевая,
Предметно-содержательная область
прикладная (практико- ориентированная),
монопроект (в рамках одной области знания);
Характер координации проекта
ознакомительно-ориентировочная и пр.
межпредметный проект.
непосредственный (жесткий, гибкий),
Характер контактов
Количество участников проекта
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
среди участников одной школы,
класса, города, региона, страны, разных стран мира
Индивидуальный,
Продолжительность выполнения
групповой (3 – 5 человек), коллективный.
Урок,
Вид презентации
день, учебная неделя, месяц, год
результатов проекта
устный доклад; дискуссия; аргументация; свидетельства очевидцев; драматизация; ролевые игры, видеожурнал, альманах, пресс-конференция и пр.
3. Соотнести идею, тему проекта и содержание
Тема проекта
Содержание проекта
Разработка педагогом содержания проекта, из восьми пунктов:
- Первый раздел , краткая аннотация проекта, содержит классификацию, по несколько предложений обобщающих всю логику и особенности реализации проекта, что получится в результате, как проект будет выполняться, сколько времени он будет продолжаться, сколько потребуется денежных средств.
- Вторым разделом является постановка проблемы. Кратко описывается, что побудило обратиться к выполнению данного проекта, почему проект необходим, какую проблему он будет решать. Автор обосновывает значимость проблемы, подтвердив это фактами. Необходимо описать, стратегию выполнения проекта, игровую канву, выбранную для решения проблемы проекта.
- Третий раздел представляет собой последовательное перечисление целей и задач в конкретной и сжатой форме. Обоснование общей педагогической цели проекта включает все содержание проекта. Задачи проекта – это шаги, которые необходимо предпринять для достижения основной цели.
- Четвертый раздел , стратегия достижения поставленных целей отражает выбранный механизм реализации проекта. Автор проясняет, как достигнуть генеральной цели проекта, какие тактические задачи необходимо решить, кто будет осуществлять действия, какие ресурсы будут использованы, как будет производиться отбор участников учебной программы или получателей услуг (благополучателем проекта) и т. д. Этот раздел может стать одним из самых объемных и подробных разделов проекта.
- Пятый раздел проекта состоит из плана мероприятий и ожидаемых результатов. Составляется план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием следующей информации: что и когда будет происходить, что в результате будет получено (с указанием количественных и качественных показателей) и на кого направлены результаты этой деятельности.
- Шестым разделом становится оценка результатов. Автор проекта оценивает эффективность проекта для благополучателей, возможность достижения цели проекта. Необходимо осуществить рефлексию разнообразия деятельности, ее содержания, методического оснащения; качество предметного результата образовательного взаимодействия, отношение автора проекта, общий стиль педагогического взаимодействия, осмысленность идеи, методическую и технологическая подготовленность к реализации проекта, уровень информационной культуры.
- Седьмой пункт алгоритма - дальнейшее развитие проекта. Указывается, каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта (предусматривается ли продолжение работ по проекту по окончании срока действия проекта).
- Восьмой пункт алгоритма – бюджет проекта. Рассчитывается полную стоимость проекта, имеющиеся в ресурсной организации (включая добровольный труд и натуральный вклад) и необходимые средства. Бюджет должен быть составлен подробно и содержать расчет всех необходимых по проекту затрат.
КОНСТРУИРУЕМ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
4. Определить оптимальные организационные формы и методы реализации проекта
Мероприятия
Дата
Результаты
(портфель обучающегося)
внешний
1 день
Благополучатели
внутренний
2 день
3 день
ребенок
4 день
ребенок
5 день
ребенок
ребенок
ребенок
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный . Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Таким образом,
Проект — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его « Портфель» , т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневники, планы и отчеты и др.
Спасибо за внимание!