Выполнила воспитатель
старшей группы
ГБДОУ детский сад № 50
Адмиралтейского района СПб,
педагог первой
квалификационной категории
Вареник Светлана Викторовна
Консультация для воспитателей
«Знакомство детей дошкольного возраста с народными играми»
«…Игра в значительной степени является основой
всей человеческой культуры...»
А.В. Луначарский
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому.
Практически в любую форму детской деятельности можно включить народную игру. Народные игры требуют внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!
Народные игры — это уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и др.) Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности.
Играя с детьми в народные игры, можно добиться колоссальных результатов: развитие интереса к народному творчеству и представлений о своей Родине, чувства гордости за нее. Полученные знания дети начали отражать в различных видах продуктивной деятельности. Развитие интереса к фольклору в целом, народным традициям, обычаям и обрядам.
Для правильного использования народных игр в образовательном процессе, важно чётко представлять цели этого вида деятельности:
Расширение культурных границ;
Активизация мыслительной деятельности;
Развитие памяти, речи, воображения;
Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа;
Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение методических задач:
пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и т.д.);
развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.
Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:
Наглядность в достаточном объёме: лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.
Демонстрация должна быть последовательной: сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.
Включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (к примеру, пересказ действий ведущего в какой-то игре).
Соблюдение культуры показа и оформления наглядности (аккуратный подход и подходящий размер).
Классификация народных игр:
По сюжетной тематике:
Для младших групп — игры с вечной борьбой добра со злом.
Для средней группы — игры с отношением к природе.
Для старшей и подготовительной группы — игры с бытовыми темами.
По интенсивности двигательной активности: чем выше подвижность, тем старше дети.
По типу движений: игры с мячом, с бегом, с метанием, прыжками.
По сложности содержания: чем проще, тем младше дети.
По этническому составу народов России:
русские;
башкирские;
татарские;
чувашские
По принципу проведения:
хороводные (например, народная игра «Каравай»);
сидячие (например, народная игра «Кольцо»);
подражательные (например, народная игра «Заинька»);
с преследованием (например, народная игра «Селезень»);
с выбором (например, народная игра «Ручеек», в которой участник после определённых движений и слов выбирает следующего);
с диалогом (например, народная игра «Что ты делаешь, коршун»);
игры-забавы (например, народная игра «Я змея»).
Факторы и правила проведения игр:
Возраст: чем младше дети, тем проще должны быть правила игры. Последние усложняются постепенно за счёт новых элементов. Первые игры детей должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего.
Место проведения: игры можно проводить в помещении (физкультурный зал, комната группы, коридор) и на улице (детская игровая площадка, тротуар).
Количество игроков: включать в игру сразу всех детей не стоит, лучше разделить, например, на играющих и судей, на мальчишек и маленьких леди и т. д.
Инвентарь: мячи, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.
Общая методика проведения народных игр состоит в том, что для проведения большинства из них необходим ведущий.
Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит.
Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий, поэтому они могут использоваться как:
физкультминутки;
упражнения на занятиях физической культурой
части театрализованных постановок;
досуг на улице и т. д.
Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут.
И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.
Введение в правила игры — 1–2 минуты.
Выбор ведущего — 1–2 минуты.
Игра — 2–4 минуты.
Подведение итогов — 1 минута.
Определяющим фактором выбора народных игр, как и любых других, является возраст детей, поэтому и картотеку народных игр уместно организовать по этому принципу:
Игры для детей первой младшей группы: хороводные игры и игры с преследованием:
Инструкция: дети воспроизводят действия, показанные Ведущим.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…
Инструкция:
Считалочкой выбирается ведущий.
По его команде игроки разбегаются.
Салка догоняет одного и осаливает.
Это участник теперь становится ведущим.
Игры для второй младшей группы: также в большинстве это хороводные игры и игры с преследованием, но сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с более ранней группой.
Инструкция:
Определяем, кто будет дятлом.
Остальные игроки поют.
Дятел палкой выстукивает по дереву столько раз, сколько задумал.
Игроки считают.
Кто первым правильно посчитает, тот выиграл — можно меняться.
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зёрнышко пшеницы,
Не нашёл и долбит сук,
Раздаётся в чаще стук. Тук-тук-тук!
Инструкция:
Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги напротив друг друга.
Руки заводят за спину.
Выбранные капитаны берут платочек и, обойдя своих игроков сзади, кладут одному в руки платок.
Воспитатель даёт сигнал: «Дай платок!», и те, у кого он оказался в руках, должны сделать это так быстро, как только можно.
Тот, кто оказался первым, зарабатывает балл для команды.
Для средней группы: игры-забавы и игры с выбором нескольких вариантов действий.
Инструкция:
Выбираем сову, остальные — мыши.
Сова кричит: «Утро!» и дети бегут.
На слово «День» реакции нет никакой. А на «Вечер» мыши начинают пищать.
Сова говорит: «Ночь», игроки собираются вокруг неё.
Ведущий начинает шептать каждому участнику что-то смешное.
Кто рассмеялся или сделал какое-то движение, выбывает.
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Для детей старшей и подготовительной группы: сидячие, игры с диалогом и задания к играм становятся уже более разнообразными и охватывают больше сфер развития.
Инструкция:
Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.
Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.
Затем поёт песню.
Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков — догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдёт,
Тот колечко найдёт!
Инструкция:
Считалочкой выбираем ведущего — 1 минута.
Игроки садятся вокруг него и начинают петь — 2 минуты.
С последним словом ведущий начинает разными способами рассмешить участников (смешными гримасами, движениями). Кто рассмеялся, тот выбывает (3–4 минуты).
Для усложнения проигравший может отдавать ведущему фант, а в конце, чтобы выкупить свои вещи, игроки выполняют задания своего лидера.
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По-турецки говорили:
-Чаб-чаляби, чаб-чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Существует известное высказывание, ставшее народным: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Всем понятно, что с первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре и общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности и патриотизма.
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Нужны ли нашим детям народные игры? Можно ли о народных играх забывать? Народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству детей с народными играми в детском саду мы сохраняем свои традиции и передаем бедующему поколению. Универсальные функции народных игр сохраняют свое значение и для современных детей.