СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация на тему "Знакомство детей дошкольного возраста с народными играми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них  развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому.  Играя с детьми в народные игры, можно добиться колоссальных результатов: развитие интереса к народному творчеству и представлений о своей Родине, чувства гордости за нее.

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему "Знакомство детей дошкольного возраста с народными играми"»

Выполнила воспитатель

старшей группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района СПб,

педагог первой

квалификационной категории

Вареник Светлана Викторовна


Консультация для воспитателей

«Знакомство детей дошкольного возраста с народными играми»


«…Игра в значительной степени является основой

всей человеческой культуры...»



А.В. Луначарский

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому.

Практически в любую форму детской деятельности можно включить народную игру. Народные игры требуют внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!

Народные игры — это уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и др.) Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности.

Играя с детьми в народные игры, можно добиться колоссальных результатов: развитие интереса к народному творчеству и представлений о своей Родине, чувства гордости за нее. Полученные знания дети начали отражать в различных видах продуктивной деятельности. Развитие интереса к фольклору в целом, народным традициям, обычаям и обрядам.

Для правильного использования народных игр в образовательном процессе, важно чётко представлять цели этого вида деятельности:

  • Расширение культурных границ;

  • Активизация мыслительной деятельности;

  • Развитие памяти, речи, воображения;

  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа;

Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение методических задач:

  • пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;

  • развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и т.д.);

  • развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;

  • воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

  • Наглядность в достаточном объёме: лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.

  • Демонстрация должна быть последовательной: сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.

  • Включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (к примеру, пересказ действий ведущего в какой-то игре).

  • Соблюдение культуры показа и оформления наглядности (аккуратный подход и подходящий размер).

Классификация народных игр:

  1. По сюжетной тематике:

  • Для младших групп — игры с вечной борьбой добра со злом.

  • Для средней группы — игры с отношением к природе.

  • Для старшей и подготовительной группы — игры с бытовыми темами.

  1. По интенсивности двигательной активности: чем выше подвижность, тем старше дети.

  2. По типу движений: игры с мячом, с бегом, с метанием, прыжками.

  3. По сложности содержания: чем проще, тем младше дети.

  4. По этническому составу народов России:

  • русские;

  • башкирские;

  • татарские;

  • чувашские

  1. По принципу проведения:

  • хороводные (например, народная игра «Каравай»);

  • сидячие (например, народная игра «Кольцо»);

  • подражательные (например, народная игра «Заинька»);

  • с преследованием (например, народная игра «Селезень»);

  • с выбором (например, народная игра «Ручеек», в которой участник после определённых движений и слов выбирает следующего);

  • с диалогом (например, народная игра «Что ты делаешь, коршун»);

  • игры-забавы (например, народная игра «Я змея»).

Факторы и правила проведения игр:

  1. Возраст: чем младше дети, тем проще должны быть правила игры. Последние усложняются постепенно за счёт новых элементов. Первые игры детей должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего.

  2. Место проведения: игры можно проводить в помещении (физкультурный зал, комната группы, коридор) и на улице (детская игровая площадка, тротуар).

  3. Количество игроков: включать в игру сразу всех детей не стоит, лучше разделить, например, на играющих и судей, на мальчишек и маленьких леди и т. д.

  4. Инвентарь: мячи, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.

Общая методика проведения народных игр состоит в том, что для проведения большинства из них необходим ведущий.

Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит.

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий, поэтому они могут использоваться как:

  • физкультминутки;

  • упражнения на занятиях физической культурой

  • части театрализованных постановок;

  • досуг на улице и т. д.

Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут.

 И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

  • Введение в правила игры — 1–2 минуты.

  • Выбор ведущего — 1–2 минуты.

  • Игра — 2–4 минуты.

  • Подведение итогов — 1 минута.

Определяющим фактором выбора народных игр, как и любых других, является возраст детей, поэтому и картотеку народных игр уместно организовать по этому принципу:



Игры для детей первой младшей группы: хороводные игры и игры с преследованием:

  • «У бабушки Маланьи»

Инструкция: дети воспроизводят действия, показанные Ведущим.



У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…

  • «Салки»

Инструкция:

  1. Считалочкой выбирается ведущий.

  2. По его команде игроки разбегаются.

  3. Салка догоняет одного и осаливает.

  4. Это участник теперь становится ведущим.



Игры для второй младшей группы: также в большинстве это хороводные игры и игры с преследованием, но сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с более ранней группой.

  • «Дятел»

Инструкция:

  1. Определяем, кто будет дятлом.

  2. Остальные игроки поют.

  3. Дятел палкой выстукивает по дереву столько раз, сколько задумал.

  4. Игроки считают.

  5. Кто первым правильно посчитает, тот выиграл — можно меняться.

Ходит дятел по пашнице,
Ищет зёрнышко пшеницы,
Не нашёл и долбит сук,
Раздаётся в чаще стук. Тук-тук-тук!

  • «Дай платочек» (родина игры – Азербайджан)

Инструкция:

  1. Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги напротив друг друга.

  2. Руки заводят за спину.

  3. Выбранные капитаны берут платочек и, обойдя своих игроков сзади, кладут одному в руки платок.

  4. Воспитатель даёт сигнал: «Дай платок!», и те, у кого он оказался в руках, должны сделать это так быстро, как только можно.

  5. Тот, кто оказался первым, зарабатывает балл для команды.



Для средней группы: игры-забавы и игры с выбором нескольких вариантов действий.

  • «Сова»

Инструкция:

  1. Выбираем сову, остальные — мыши.

  1. Сова кричит: «Утро!» и дети бегут.

  2. На слово «День» реакции нет никакой. А на «Вечер» мыши начинают пищать.

  3. Сова говорит: «Ночь», игроки собираются вокруг неё.

  4. Ведущий начинает шептать каждому участнику что-то смешное.

  5. Кто рассмеялся или сделал какое-то движение, выбывает.

Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?



Для детей старшей и подготовительной группы: сидячие, игры с диалогом и задания к играм становятся уже более разнообразными и охватывают больше сфер развития.

  • «Колечко»

Инструкция:

  1. Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.

  2. Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.

  3. Затем поёт песню.

  4. Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков — догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.

Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдёт,
Тот колечко найдёт!

  • «Молчанка»

Инструкция:

  1. Считалочкой выбираем ведущего — 1 минута.

  2. Игроки садятся вокруг него и начинают петь — 2 минуты.

  3. С последним словом ведущий начинает разными способами рассмешить участников (смешными гримасами, движениями). Кто рассмеялся, тот выбывает (3–4 минуты).

  4. Для усложнения проигравший может отдавать ведущему фант, а в конце, чтобы выкупить свои вещи, игроки выполняют задания своего лидера.

Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По-турецки говорили:
-Чаб-чаляби, чаб-чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!

Существует известное высказывание, ставшее народным: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Всем понятно, что с первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре и общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности и патриотизма.

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Нужны ли нашим детям народные игры? Можно ли о народных играх забывать? Народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству детей с народными играми в детском саду мы сохраняем свои традиции и передаем бедующему поколению. Универсальные функции народных игр сохраняют свое значение и для современных детей.