Контрольная работа к уроку №13
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
09.06.2021 г.
1. В каком смысле Дух Святой называется Господом? Свидетельствует ли об этом Св. Писание?
Ответ на этот вопрос приводится в катихизсе свт. Филарета Московского: «Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал Апостол Петр в обличение Анании: почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? И далее: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5,3-4).»
Помимо катихизиса на Божеское достоинство Св. Духа указывается во многих местах Священного Писания:
- свойства Божеские – вездесущие (Пс. 138, 7), всеведение (1 Кор. 2, 10), всемогущество, свободное раздаяние даров духовных и совершение чудес (1 Кор. 12, 810);
- действия Божеские – творение мира (Быт. 1, 2; Пс. 32, 6), обновление всего в мире (Пс. 103, 30), благодатное возрождение людей (Ин. 3, 5), отпущение грехов (Ин. 20, 22 и 23), оправдание и освящение людей (1 Кор. 6, 11).
2. Откуда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца? Может ли быть учение об исхождении Св. Духа от Отца подвержено какому-либо изменению или дополнению?
В катихизисе говорится: «О том, что Дух Святой исходих от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: “Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне” (Ин. 15,26). Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры, поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет: “Духа Святаго и из Отца быти глаголем и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем” (Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 11. С. 4).»
Хотя в отличие от исповедуемого православными Символа веры, провозглашающего исхождение Св. Духа только «от Отца» (верую... «в Духа Святого... от Отца исходящего»), у католиков в текст восьмого члена добавлено «и Сына», что вносит в Символ искажение, имеющее глубинный догматический смысл. В историческом плане разногласие Востока и Запада по поводу учения о «филиокве» имело длительное и сложное развитие, сыгравшее немаловажную, если не решающую, роль в процессе разделения Церквей и их дальнейших взаимоотношений.
В дополнительном материале к уроку сообщается: «В наши дни для Православной Церкви Никео-Цареградский Символ веры является и таким же современным и жизненным, как и в период Вселенских Соборов, обязательным для всех верующих, не могущим быть измененным или дополненным иначе чем гласом всей Полноты церковной, то есть на Вселенском Соборе. Исповедуемое Православной Церковью учение об исхождении Св. Духа от Отца восходит к истине, утверждаемой Священным Писанием. Господь Иисус Христос засвидетельствовал в прощальной беседе с учениками: «Дух Истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26). Именно эта вера в исхождение Св. Духа только от Отца была провозглашена Вселенской Церковью в Никео-Цареградском Символе веры. Несколько расширяя текст Символа согласно учению святых отцов, можно сказать так: Церковь учит, что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее себе) той же сущностью, что и Отец, и Сын, что Он исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного, и почивает на Сыне, Сыном посылается в мир («Дух Утешитель, его же Аз послю вам от Отца»), чрез Сына преподается нам в Церкви и справедливо именуется как Духом Отца, так и Духом Сына.»
3. В Евангелии от Иоанна, 15-26 написано: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Нет ли здесь противоречия? Сначала Господь Иисус Христос говорит, что Он пошлет Дух Святой, а потом говорит, что Дух Святой от Отца исходит. Как это объяснить? Может, правы католики, утверждающие, что Дух Святой исходит и от Отца, и От Сына?
В дополнительном материале к уроку приводится наиболее глубокая среди святых отцов Церкви оценка догматических основ учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, данная патриархом Константинопольским святителем Фотием в его Окружном послании (867). Фотий приводит четыре группы аргументов против «филиокве».
- Первую группу святитель выводит из идеи единоначалия Св. Троицы. «Filioque вводит, — пишет св. Фотий, — в Троицу два начала: для Сына и Духа – Отца, и еще для Духа – Сына. Этим единоначалие Троицы разрешается непосредственно в двубожие, а в дальнейших выводах и в многобожие.
- Вторая группа доводов вытекает из анализа качественной стороны исхожцения Духа Святого от Отца. «Если это исхождение совершенно, то исхождение от Сына излишне и напрасно, ибо ничего не может привнести в бытие Духа.
- Третья группа возражений построена на том, что «филиокве» нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей и этим ставит Лица (или Ипостаси) в неодинаковую близость друг к другу. Личное свойство Сына — рождение от Отца. Свойство Духа Святого — исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом личных свойств, чем Сын.
- Четвертую, последнюю, группу возражений святитель Фотий выводит из противоположения общих и личных свойств Святой Троицы — исхождение Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам. «Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать, и Самому Духу, то есть Дух должен исходить и от Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины».
4. Почему Св. Духу приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном?
Катихизис свт. Филарета Московского отвечает на этот вопрос: «Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).»
В заповеди Спасителя о крещении Св. Дух поставлен наравне с Богом Отцом и Сыном Божиим; следовательно, и поклонение должно воздавать Ему равное с Отцом и Сыном.
С уважением, Чиркин Александр Петрович.