СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по биологии для учащихся 9-го класса
Работа составлена учителем биологии МКОУ Чернцкая ОШ Смирновой Л.Б
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 9 класса .
2. Структура диагностической работы
Диагностическая работа состоит из трех уровней.
Уровень А: 12 заданий с выбором одного правильного ответа ,
Уровень В: 1 задание на соответствие, 1 задание с выбором трех ответов из шести , 1 задание, требующее написать ответ в виде последовательности цифр и букв.
Уровень С: состоит из 2-х заданий со свободным ответом.
3. Время выполнения работы
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (45минут).
4. Проверяемые темы
№ | Наименование разделов и тем |
2 | Основы учения о клетке |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира |
7 | Учение об эволюции |
8 | Происхождение человека (антропогенез) |
9 | Основы экологии |
5. Система оценивания.
Уровень А
За верное выполнение каждого задания части А - 1 балл.
Уровень В
В1 Правильный ответ оценивается 2 баллами. Если допущена одна ошибка ( в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая) выставляется 1балл, если допущено две или более ошибок выставляется 0 баллов.
В2-В3 Правильный ответ оценивается 3 баллами. Если допущена одна ошибка ( в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая) выставляется 2балл, если допущено две ошибки ( в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая) выставляется 1балл., если допущено три или более ошибок выставляется 0 баллов.
Уровень С
За верно выполненное задание части С – 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие 0 баллов.
Максимальная сумма -- 26 баллов.
Максимальное количество баллов |
Часть А | В1 | В2 | В3 | С1 | С2 | Вся работа |
12 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 26 |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичные баллы | 0-7 | 8-13 | 14-20 | 21-26 |
Ответы
Уровень В
В1 агд
В2 ебдваг
В3 221121
Уровень С
С1
Содержание верного ответа | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: нет оформленного ядра есть клеточная стенка на поверхности клеток часто имеются разного рода жгутики и ворсинки — органоиды движения | |
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два названных выше элемента. ИЛИ Ответ включает все перечисленные элементы , но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ Ответ включает два названных выше элемента , но содержит грубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
С2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) 8 банок, марля. ИЛИ Банки и марля. 2) Мясной бульон. 3) Черви – червеобразные личинки насекомых образуются из яиц, отложенных комнатными мухами | |
Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя названные выше элементы, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Диагностическая работа по биологии для учащихся 9 класса.
Уровень А Выберите один ответ из четырёх.
А1. Как называется длительный исторический процесс развития природы? 1) антропогенез 2) онтогенез 3) эволюция 4) биогенез
А2. На какие группы делятся живые организмы по типу клеток? 1) прокариоты и эукариоты 2) аэробы и анаэробы 3) автотрофы и гетеротрофы 4) одноклеточные и многоклеточные
А3. Какой учёный считается основоположником генетики? 1) А.М.Сеченов 2) Т.Морган 3) Г.Мендель 4) Н.И.Вавилов
А4. В чём заключается сущность митоза? 1) в делении клеток надвое
2) в точной передаче дочерним клеткам набора хромосом от материнской клетки
3) в образовании гамет, имеющих половинный набор хромосом по сравнению с материнской клеткой 4) в образовании зиготы
А5. Одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра, это 1) грибы 2) водоросли 3) простейшие 4) бактерии
А6. Взаимовыгодные отношения организмов в биоценозе называются 1) конкуренцией 2) симбиозом 3) паразитизмом 4) квартиранством
А7. К абиотическим факторам среды относятся 1) свет и влажность 2) влияние человека 3) болезни, вызванные бактериями 4) межвидовая конкуренция
А8. Покрытосеменные растения можно узнать по наличию 1) в клетках хлоропластов 2) цветов и плодов 3) семян 4) листьев и стеблей
А9. Какие вещества ускоряют образование сложных органических соединений в клетке? 1) антитела 2) гормоны 3) ферменты 4) витамины
А10. В основе каких реакций обмена лежит матричный синтез? 1) образование белков из аминокислот 2) синтеза молекул АТФ 3) образование липидов 4) образование глюкозы из углекислого газа и воды
А11. Определите правильно составленную цепь питания 1) растение – ястреб – скворец – саранча 2) растение – скворец – саранча – ястреб 3) растение – саранча – скворец – ястреб 4) ястреб – скворец – саранча – растение
А12. Приспособленность организмов к среде обитания – это 1) причина эволюции 2) изменение организмов под воздействием среды 3) результат эволюции 4) воспроизведение себе подобных
Уровень В
В задании В1 выберите три верных ответа из шести и запишите их.
В1. Выберите черты и примеры полового размножения организмов. А) потомство генетически уникально Б) потомство – точные копии родителей В) размножение картофеля клубнями Г) размножение картофеля семенами Д) потомство может развиваться из соматических клеток Е) размножение хвощей и папоротников спорами
В задании В2 и запишите все буквы в нужной последовательности в таблицу
В2. Установите соподчинение систематических категорий, начиная с наименьшей.
А) класс Паукообразные Б) род Крестовик В) отряд Пауки Г) тип Членистоногие Д) семейство Пауки-кругопряды Е) вид Крестовик обыкновенный
В3. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Признаки: А) основной строительный материал
Б) образуют ферменты
В) несут генетическую информацию
Г) синтезируются в ядре клетки
Д) синтезируются на рибосомах
Е) состоят из нуклеотидов.
Вещества: 1. Нуклеиновые кислоты
2. Белки
Уровень С Задания со свободным ответом.
С1 Перечислите особенности бактериальной клетки
С2. Прочитайте текст и выполните задание
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.
Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.
Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.
1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
4