Контрольная работа по теме «Словообразование».
Часть 1. Тест.
Задание 1. Соотнесите термин и определение
1) Морфемика | А) Раздел лингвистики, в котором изучается, от каких слов и с помощью каких морфем образованы слова |
2) Словообразование | Б) Раздел лингвистики, в котором изучаются правила написания слов |
3) Орфография | В) Наука о языке, которая изучает происхождение слов |
4) Этимология | Г) Раздел лингвистики, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово |
Задание 2. Выберите вариант ответа, в котором перечислены словообразующие морфемы
А) приставка, корень, суффикс Б) приставка, суффикс, нулевой суффикс
В) основа, приставка, суффикс Г) приставка, суффикс, окончание
Задание 3. Выберите вариант ответа, в котором перечислены формообразующие морфемы
А) приставка, корень, суффикс Б) основа, окончание, суффикс -л-
В) окончание, суффикс глагола -л-, суффикс глагола -ся-
Г) окончание, суффикс глагола -л-, суффикс сравнительной степени -ее-
Задание 4. Какие способы образования слов существуют в русском языке?
А) суффиксальный Б) складывание В) приставочный Г) сложение
Д) приставочно-суффиксальный Е) переход одного слова в другое Ж) бессуффиксный
Часть 2. Упражнения
Упражнение 1. Выполните словообразовательный анализ слов.
Наконечник, пароход, пристанционный, берёзовый, выход.
Упражнение 2. Выполните морфемный анализ слов.
Давление, утомленный, гордость, скоропортящийся, приземление, рассказать, выходил.
Упражнение 3. Выпишите из каждого столбика лишние слова.
А.Гарь | Б. Косилка | В. Касание | Г. Горки |
Погореть | Коса | Касаться | Гора |
Погоревать | Выкосить | Прикоснуться | Горный |
Загореть | Коснуться | Косая | Горение |
Загар | косичка | Касатка | Гористый |
Упражнение 4. Выпишите слова по группам: 1)с корнем –лаг- - лож-, 2) с корнем –раст- - рос-, 3)с корнем –кос- - кас-, 4) с корнем –гор- - гар. Какие слова не выписали ни в какую группу? Запишите их отдельно, объясните орфограммы.
Р…стение, г…рение, к…сание, г…ревать, ул…жить, вл…жить, увл…жнить, р…сток, заг…р, г…ристый, р…скошний, к…са, прик…сновение, приг…реть, пол…гаться, г…релый, зар…сли, к…снуться.
Упражнение 5. Спишите, вставьте пропущенные соединительные гласные.
Лед…ход, стал…вар, пчел…вод, рыб…водство, кон…водство, земл…тясение, кра…ведение, пеш…ход, сам…вар, атом…ход, корабл…строение.
Упражнение 6. Запишите слова в два столбика: слитно / через дефис.
(Пол)Америки, (полу)годие, (пол)метра, (пол)апельсина, (пол)десятого, (пол)лимона, (пол)июня, (пол)города, (пол)листа, (пол)Москвы, (полу)меры.
Упражнение 7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Пр…сечь разговоры, пр…бывать в городе, пр…бывать на станцию, непр…менно передайте пр…вет, пр…возмочь болезнь, пр…светлый образ, пр…дания старины, непр…ходящие ценности, пр…ходящие воспитатели, пр…встал от удивления, пр…общение к искусству, пр…виделось со страху, пр…писывать возраст, пр…мкнуть к восстанию, пр…вокзальная площадь.