СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова. Урок 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Урок 3 класс.»

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Корень слова»


Учитель: Егорова И.В.

Класс: 3 «А»

УМК Перспектива


Тема урока: Корень слова.


Цели: 1. Создание условий для формирования умения работать по теме урока; обогащение словарного запаса через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова; актуализация знания о понятии «родственные слова»; выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; формулирование понятных высказываний в рамках учебного диалога.

2. Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся.

3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

  • получат возможность формировать представление о корне слова как главной части слова и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы.

Личностные:

  • применение навыков культурного поведения при общении;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).



Оборудование: учебник, презентация, кроссворд со словарными словами, карточки для обучающихся с заданиями для самостоятельной работы



















Ход урока

п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.


- Представьте, что перед вами зеркало. Улыбнитесь себе. Скажите про себя, какой я умный, замечательный. У меня всё получится. Улыбнитесь мне и мысленно пожелайте всего наилучшего. Улыбнитесь гостям и пожелайте им не скучать. Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок. (Слайд 1)(пожелание ребятам)

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок .

Личностные УУД:

Волевая саморегуляция


2

Актуализация знаний


-  Отгадайте загадку

Носится, свищет,

Мечется, рыщет.

Где пробежит –

Листик дрожит.

Где пронесётся –

Дерево гнётся. (Ветер)

- Подберите синонимы к слову.

- Образуйте родственные слова.

- Составьте со словом ветер предложение, подчеркните грамматическую основу. (Слайд 2)

ветер

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение;

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

.


3

Самоопределение к деятельности.


Кроссворд. (Слайд 3)

- Кроссворд поможет определить тему нашего урока.

- Замените каждое предложение, одним словом.

1. Школьная комната.

2. Самая яркая звезда солнечной системы.

3. Рук нет, а узоры рисует.

4. Движение воздуха.

5. Растение с красными ягодами, варенье из которых помогает при простуде.

6. Спортивный снаряд для быстрого передвижения по льду.






1

к

л

а

с

с




2

с

о

л

н

ц

е



3

м

о

р

о

з






4

в

е

т

е

р


5

м

а

л

и

н

а





6

к

о

н

ь

к

и




- По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.

- Какова тема нашего урока?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?(Слайд 4)

- Давайте вспомним, что такое корень слова?

- Какова роль корня в слове?

- Как выделить корень в слове? (Слайд 5)





класс

солнце

мороз

ветер

малина

коньки




Корень






Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.


4

Закрепление

- А теперь давайте поиграем. Игра «Третий лишний».

  1. Девочки - 1 группа слов, мальчики – 2 группа слов (объяснить устно). (Слайд 6)


  1. Как вы считаете, все ли слова на звездочках родственные? Докажите. (Слайд 7)


  1. Найдите пары родственных слов и запишите. (Слайд 8)


  1. Самостоятельная работа. (Слайд 9)

- Возьмите лист с заданием. Самостоятельная работа. Прочитайте внимательно и выполните работу по заданиям.

Задание 1. Напишите слова в порядке указанных значений.

Повар, вареник, варенье, поварёшка.

  1. Ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

  2. Маленький варёный пирожок.

  3. Мастер по приготовлению пищи.

  4. Большая ложка для разливания жидкой пищи.

Задание 2. Выделите корень.

Задание 3. С одним из слов составьте предложение и запишите его в тетрадь.

Задание 4. Подчеркните главные члены предложения.

Задание 5. Оцените свою работу.




лес-лесник

соленый - соль

гриб – грибной







варенье

вареник

повар

поварешка



Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о корне слова; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.



4

Физ. минутка

Крошка – Енот (Слайд 10)


выполняют

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.


5

Организация новых знаний.

- Как вы считаете, всегда ли согласные в корне слова одинаковы?

Исследовательская работа (Слайд 11)

– Сделайте вывод. (Согласная в корне может чередоваться)

- Правы мы или нет? Где найдем ответ на этот вопрос?

(в учебнике стр. 97)

выписывают однокоренные слова

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6

Первичное закрепление.


Работа по учебнику.

  1. Упр. 160, стр. 98.


  1. Упр. 161, стр. 98. Устно.

Проверка по эталону. (Слайд 12)

- Назовите лишнее слово в первой строчке. Докажите своё мнение (отвечает один из пары).


- Назовите два признака однокоренных слов.

а) общее значение

б) одинаковый корень

выполняют


Зачеркивают лишнее слово.


В первой строчке лишнее слово - водитель т.к. у него другое значение,

солома, сторона.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о корне слова; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.



8

Рефлексия

- Послушайте рифмовку. Во время паузы вы договорить слово с чередующимся согласным в корне. Запишите однокоренные слова. Подчеркните чередующиеся согласные. (с доской)

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться:

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух - …(пушок),

Пущу - …(пускать), лечу - …(летать).

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.




доказыва ют

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


9

Итог

- Какая часть слова называется корнем?

- Какие согласные могут чередоваться в корне?

делают вывод

отвечают





10

Домашнее задание

  1. Стр. 97 упр. 159.